
Оказывается, всего за 3 ночи можно привыкнуть к звукам войны. Сиренам, крикам, взрывам и выстрелам. Настолько, что тишина оглушает.
Мое поколение выросло на памяти о войне. О ней рассказывали дед-фронтовик и отец, точивший снаряды, стоя на ящике у станка в тылу. О ней твердили фильмы и книги, учителя и всякие политруки. Нас с детства готовили к войне. И самым большим достижением казалось заветное «абы не было вайны».
Для поколения моего сына война – явление абстрактное. До недавних пор. Потому что в августе 2020-го она началась.
Сейчас начальство уверяет «нам не нужна война, мы не хотели драки».
Вранье.
Вам была нужна война. Маленькая и победоносная.
Вы хотели драки. Легко и весело отлупить и запугать слабых, беззащитных и разобщенных.
Чтобы были впредь покорны. Чтобы никто не смел посягнуть на захваченную обманом власть.
Но что-то пошло не так.
Война грозит стать затяжной, а победа – сомнительной. Слабых оказалось слишком много. И они оказались не из пугливых. Их защитой стала отвага подростков и стариков, мужество женщин, выдержка мужчин, силой – солидарность трактористов и айтишников, бизнесменов и пенсионеров, рабочих и ипэшников, журналистов и юристов, строителей и аудиторов, ученых и шахтеров.
Вы пугали нас войной то с запада, то с востока. Но войну в нашу страну принесли вы сами. Вы снова сделали берега Немиги кровавыми. Вы напали на людей, которые хотели всего лишь честных выборов и не позволили себя обмануть. Когда в обман не поверили, вы полезли в драку.
Вы готовились к ней много лет. Натаскали на драку целую орду карателей. Запаслись инвентарем и техникой. Но оказалось, что всех не переколотишь. И не перебьешь. Даже если люди не сопротивляются. Утомились. Застенки переполнены.
Европа грозит санкциями. России недосуг помогать – своих проблем полно. Курс облигаций падает. Но это еще мелочи.
Случилось кое-что пострашнее. Иссяк ваш главный ресурс – памяркоўнасць белорусов. Пока вы гонялись за прохожими и велосипедистами, на улицы вышли сотни возмущенных людей. Потом тысячи. Потом десятки тысяч. Коллективы тех самых госпредприятий, которые считались социально-экономической базой режима.
И власти испугались. Какие-то чиновники пытаются успокоить публику. Какой-то генерал заявляет, что берет на себя ответственность и извиняется за случайно пострадавших.
Маловато будет.
Ответственность «брать» уже ни к чему. Все и так знают, на ком она. Теперь гораздо интереснее, кто какую ответственность понесет: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную. За фальсификации, насилие, пытки, лжесвидетельство.
Вы сами наклепали за 26 лет кучу кодексов с горой статей. На всех хватит.
Но до этого еще далеко. Любимая тактика азиатских орд - ложное отступление. Противник на радостях расслабляется, теряет строй. Тут на него и налетают перегруппировавшиеся тумены хорошо мотивированных тургаудов.
Так что, люди добрые, нечего расслабляться. Рано затариваться шампанским. Еще ничего не кончилось. Никакого диалога еще нет в помине. С той стороны есть только ложь и обманные маневры. С этой уже есть солидарность, но маловато организованности. Надо держать строй.
Начальник чиновников не верит, что против него – большая часть народа. Не слышит, что народ требует лишь одного:
УХОДИ!
Этого он слышать не желает.
Помните «я вам страну не отдам!»
Очень искреннее признание. Ибо, как говорил Жванецкий «диктатура – это приватизация отдельно взятой страны». Он действительно верит, что страна принадлежит ему. Потому и нет у нас «олигархов»: все зажато в одних руках. Посиневших от натуги.
Когда-то люди повелись на популистскую демагогию. Отдали чиновникам свои права в обмен на обещание сытости и безопасности. Но оказалось, что чарка и шкварка не в радость, если нет права на человеческое достоинство. Нет никакой безопасности и стабильности, если полно обязанностей и нет никаких прав. Их не заменяют возможность кое-как заработать на жизнь, получить кое-какие подачки, преференции и пенсии.
Пресловутую стабильность власти сами разрушили. Своим хамством, наглостью, жадностью, невежеством и враньем они изо дня в день рубили сук, на котором сидели. Теперь он висит на тоненькой щепочке.
Сейчас правящая бюрократия пытается перебраться на следующий сук и закрепиться там. Чтобы остаться наверху. Силовики еще в боевой готовности. Те, кто им приказывает – на своих постах, лгут и маневрируют. Надеются, что люди расслабятся и разойдутся по домам. Тогда можно будет продолжить. Отлавливать по одному и мелкими группами, вытаскивать из автобусов и офисов, кафе и квартир. Снова бить, давить, издеваться, штрафовать и сажать. Мстить за свой вчерашний страх – методично и беспощадно.
А что будем делать мы? Разойдемся по цехам и офисам? Займемся повседневными делами? Будем шарахаться от машин без номеров, громил в черном и в штатском? Смиримся с тем, что в стране нет законов, а есть только полицейский произвол и террор? Кто может, убежит за рубеж?
Будем надеяться, что поможет какой-нибудь добрый зарубежный дядя?
На следующей неделе бухгалтеры всей страны должны посчитать налоги и сдать налоговые декларации. Чтобы в срок перечислить в бюджет заработанные белорусами деньги. На зарплаты тем, кто украл их голоса и тем, кто обманутых же избивает. На закупку дубинок, броневиков, гранат, наручников и прочих средств диалога государства с обществом. Или еще на что-нибудь останется?
Хрен с ними, деньгами. Не в них счастье.
Сейчас между властью и народом – человеческие жизни. Кровь, слезы и боль наших друзей и близких.
Какой тут теперь диалог? Понять, простить и забыть?
Можно ли понять, что толкает так называемых силовиков на такое зверство? Можно ли простить все сотворенное за эти дни?
Может и да.
Если будет явка с повинной. На площадях наших городов, на месте преступлений. Без дубинок, балаклав, водометов, броневиков и щитов. Если станут на колени и попросят прощения. У избитых, униженных и ограбленных. У их родителей, супругов и детей. Если вернут все украденное при обысках. Вернут штрафы и возместят моральный и материальный ущерб. За счет своих зарплат и премий. Держа в одной руке чистосердечное признание о преступных приказах и их рьяном исполнении, а в другой – заявление об увольнении.
Потому как после этих дней в Беларуси нет правоохранительных органов. Нет суда. Нет закона. Но люди, ставшие народом, быстро вернут себе закон, перед которым все равны, и правосудие, которому все подвластны.
У нас есть профессионалы и честные люди. Как показали эти дни – замечательные люди. Они перепишут законы и вылечат пострадавших, проверят счета и избавятся от милитаристского хлама, построят новую экономику и надежное будущее.
Конечно, не сразу. За четверть века накопилось столько мусора, что выгребать его придется долго. Кому-то придется испачкаться. Кто-то сбежит. Кто-то суетливо начнет добиваться богатства и власти. Кое-кто захнычет, что раньше лучше жилось. Но возврата к этому «раньше» уже не будет. По крайне мере, хочется так надеяться.
Но это все потом. А пока, покайтесь, граждане начальники и подчиненные. Пока не поздно. Вам скидка выйдет. Народ у нас добрый. Даже слишком. Не забудет. Но простит.
Еще и утешать будет: не журыцесь, хлопцы. Знойдзем вам працу. Вось у нашай айцi-стране праграмісты заўсёды патрэбныя. Вядома, калi iнтэрнэт зноў нейкiя мярзотнiкi не сапсуюць. І будаўнікі вунь якія прасунутыя. І на сяле вакансій шмат. Гэта малаважна, што ничога рабiць не умееце, акрамя як людзей мардаваць. Яшчэ навучыцеся прыкладання складаць, дамы будаваць i цялятак гадаваць...