
На прошлой неделе по интернету пошла гулять забавная публикация. Некий бизнесмен призывает президента А.Лукашенко провести налоговую амнистию. Автор весьма откровенно признается в хищениях, уклонении от налогов и выводе капитала, но призывает государство договориться с бизнесом.
У этого послания множество признаков фейковости. Структура и набор штампов свидетельствуют о приличном опыте околоэкономической публицистики. Бизнесмен вряд ли рискнул столь прямо называть себя, свою фирму и партнеров. Часть письма вообще очень похожа на донос, причем прикрытый фамилией реально существующего человека. Это, мягко говоря, некрасиво. Зато остальное – эдакая пафосная челобитная. Можно бы проигнорировать, если бы не важность и актуальность проблемы налоговой амнистии.
Вообще-то о ней первыми заговорили сами власти. В 2001 г. А. Лукашенко на встрече с предпринимателями пообещал провести амнистию капитала. Потом все заглохло на 10 лет – пока президент опять о ней не упомянул в очередном послании (позднее это случалось еще не раз). Тогда МНС и Нацбанк вяло подискутировали на эту тему, но реальных шагов не произошло. На призывы национальной платформы, ежегодно сочиняемой МССПиР и РКП тоже никто внимания не обращал. За это время Россия и Казахстан с переменным успехом провели несколько налоговых амнистий. Это, кстати, не повлекло радикальных изменений в их налоговых системах и бурной репатриации капиталов. Лучик надежды пробился в Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, где запланировано ввести институт «залоговых депозитов», стимулирующих вывод доходов и капитала из тени. Резидентам Республики Беларусь, задекларировавшим доходы свыше установленной государством суммы и заплатившим с них налоги, предполагается гарантировать безусловное сохранение налоговой и коммерческой тайны. Но сроки, установленные правительством прошли, а сдвигов так и нет.
Действительно ли налоговая амнистия – «наиболее эффективный способ взаимодействия» между бизнесменами, уклоняющимися от налогов, государством и обществом?
Без нее, действительно, страна богаче не станет. Но и с ней «толчок экономике» не гарантирован.
Классический тезис «все крупные состояния нажиты нечестным путем» кажется автору статьи аксиомой. Многие отечественные предприниматели действительно накапливали первоначальный капитал с помощью «всяких ухищрений» – от банального воровства до сложных схем с «прокладками», обналичкой и откатами. Кое-то в итоге стал «обеспеченными и респектабельными людьми», а те, кто был допущен к масштабным госзаказам, раздаче госпредприятий и стратегическим экспортно-импортным операциям – даже «богатыми и влиятельными». Поскольку срок давности по налоговым преступлениям в особо крупном размере всего 10 лет, за сотворенное в 90-е и нулевые уже ничего не будет. Впрочем, последующих художеств вполне достаточно, чтобы не чувствовать себя в безопасности.
Поэтому кое-кто, возможно, действительно мечтают начать с «чистого листа». Типа, президент прощает нам прошлые вины и не велит гнобить тех, кто покается, вернет в страну неправедно вывезенные капиталы и перечислит в закрома родины скромную мзду за легализацию доходов, добытых тяжким незаконным трудом. Потому как осознание нелегальности этих доходов и боязнь ими открыто распоряжаться тяжким бременем лежат на душе респектабельного автора письма. Вроде и на свободе – а все равно как в тюрьме.
Казалось бы, государству должно быть интересно влить в экономику массу некогда утаенных от него денег. По мнению автора, можно вернуть не менее $10 млрд. Сумма приятная. Но по данным исследования Illicit Financial Flows from Developing Countries, опубликованного международной исследовательской организацией Global Financial Integrity. в 2004–2013 гг. из Беларуси в среднем выводилось в офшоры по $8,82 млрд. в год — это почти 14% тогдашнего ВВП в долларовом эквиваленте, а всего за те 10 лет – $88,197 млрд. – в 1,5 раза больше ВВП за прошлый год. Дальше было не лучше. То есть амнистия в лучшем случае вернет менее 10% выведенных в офшоры за последние 10 лет капиталов.
Впрочем, без амнистии и того не будет. Так что, берите, что дают для спасения умирающей экономики.
Единственное условие – «срочная и абсолютная амнистия всех капиталов, выведенных за пределы РБ в случае их возвращения в экономику». С маленьким бонусом: «освободить от отчётности перед налоговыми органами всех лиц, возвращающих такие капиталы, с одновременной гарантией не привлечения к уголовной ответственности таких лиц за способы, которыми эти капиталы были приобретены».
Размечтался, дорогой. Как же без отчетности узнать, что вы что-то вернули и влили в экономику? Налоговая амнистия – штука сложная и весьма забюрократизированная. Возврат капиталов оформляется соответствующей отчетностью. При этом обычно уплачивается кое-какой налог – в качестве компенсации былых грехов. В придачу определяется, куда и как репатриированные средства направить.
С «абсолютностью» тоже не выйдет. Существуют рекомендации ОЭСР и FATF, согласно которым ряд экономических преступлений в принципе не подлежат амнистии – иначе она превращается в явную легализацию преступных доходов. К тому же перед амнистией обычно принимаются меры по снижению налоговой нагрузки, а после нее – серьезно закручиваются гайки. Перекрываются лазейки для ухода от налогов и ужесточаяется ответственность за экономические преступления. потому как каждые несколько лет амнистии проводить глупо. Хотя некоторые страны так и поступают. Чем подают дурной пример тем, кто ранее нарушением законов не баловался: зачем платить налоги, если потом все простят?
Под предложения амнистии подводится забавный морально-этический базис. Дескать, испокон веков всюду воруют и берут взятки, если не все, то самые умные. Воры всех обманули, а потому стали самыми богатыми. Давайте признаем сей факт, смиримся с ним и позволим ворам безнаказанно пользоваться ворованным. Не будьте дураками – это для всеобщего блага.
Не менее забавен мотив, вынуждающей, по мнению автора, бизнес искать способ договориться с президентом. Во-первых, это невыразимые нравственные страдания от невозможности легально пользоваться стыренными непосильным трудом активами. К тому же затраты на их сохранение за рубежом шибко выросли, да и с местными властями трения начинаются. Опять же обидно кредитоваться-перекредитовываться, когда столько денег без толку лежат в теплых краях. То есть, наши налоговые уклонисты опасаются пасть жертвой плана BEPS и глобальной компании против оффшоризации и отмывания «грязных» денег. Последняя надежда страдальцев – обрести тихую гавань на родине. Чтобы репатриированные активы под своим присмотром были, и пользу остальной публике с государством приносили.
Естественно, чтобы воспользоваться амнистией, бизнесмены должны быть уверены, что в будущем их не возьмут в оборот правоохранительные органы, а представленная налоговикам информация не будет использована для преследования. Для считающего себя умнее других, это условие несколько наивно. Если вы верите государству – добро пожаловать со всем выведенным за рубеж добром. Как говорится, credo quia absurdum. Сомневаетесь – продолжайте страдать в разлуке.
Кстати, в России на днях декларация, поданная в рамках амнистии капитала, была использована против бизнесмена в уголовном деле. Правда, обвиняемому инкриминированы преступления, на которые амнистия не распространяется. Но прецедент создан: следователи добились выемки декларации у налоговой службы, и суд принял ее в качестве доказательства. Такие порядки у соседей, с которыми мы собираемся интегрироваться в союзном государстве.
Не просто из вежливости в письме выражаются надежды на благоразумие, а также заверения в безмерном уважении за всё сделанное для этой страны, семьи и личности автора. Просто один деловой человек искренне признает достижения другого, еще более крутого. Ведь пока первый строил холдинговый «мыльный пузырь» и таскал по кусочку, что плохо лежало, второй возвел куда более грандиозный мираж «социально-ориентированной рыночной экономики» в приватизированной в одни руки стране. С выгодой, масштаб которой можно оценить лишь с вертолетного полета над бесчисленными резиденциями и беспрекословно подчиненной госсобственностью. На этом фоне откатно-офшорные шалости какой-нибудь строительной фирмы ни в какой микроскоп не видны.
Просьба «не судить строго» может обернуться по-разному. Разумеется, за сумбурность изложения автору ничего не будет. А вот coming out с разоблачением коррупционных и откатных схем работы правоохранительным органам, наверно, уже понравился. И может дорого обойтись как помянутым в письме лицам, так и иным госзаказчикам и их частным подрядчикам.
Насчет амнистии – это вилами по воде, а взять за жабры пару десятков директоров и предпринимателей – верный путь ко всяческим карьерным благам. Упаковать их, голубчиков, в СИЗО на пару-тройку недель-месяцев-лет, припереть неопровержимыми уликами, да потребовать возместить нанесенный закромам родины ущерб в досудебном порядке и в приятном размере.
Правда, автор утверждает, что без уверенности в защищенности его и ему подобных ни тюрьмой, ни угрозой смерти не заставить вернуть наворованное. Тем более, что все имущество и средства оформлены на подставных лиц.
Хммм, легко быть храбрецом, пока никто не пугает. Обычно, попав ненароком в СИЗО, бизнесмены довольно быстро признают нанесенный бюджету ущерб и соглашаются его возместить. За редким исключением, инстинкт самосохранения побеждает врожденную алчность.
От собранных таким образом денег «невиданного со времен распада СССР толчка» экономика, конечно, не получит. Но на премии личному составу хватит. И на поддержку АПК кое-что останется...