top of page

БНПА-30: ПРАВО НА ГОЛОС

Конференция «30 лет БНПА. Деловой климат Беларуси: честно о перспективах» – эдакий съезд непобежденных. Немного найдется в наших краях структур, которые умудрились просуществовать столько лет, имея и отстаивая свое мнение.

Когда-то Белорусская научно-промышленная ассоциация создавалась по инициативе руководителей ряда ведущих предприятий республики как объединение, призванное реализовать интеллектуальный и производственный потенциал страны в нарождающейся рыночной экономике. Но вскоре ситуация изменилась. Создателям популистско-бюрократической системы неподконтрольные структуры гражданского общества сразу показались подозрительными. А потому деловые союзы были расколоты, как и вся экономика: госпредприятия добровольно-принудительно записали в квазиобщественные ассоциации, а остальные – как пожелают. Желающие нашлись.

При общей пассивности и индивидуализме белорусов вообще и местного бизнеса в частности, выживание бизнес-союзов – почти чудо. Они хлебнули всего – недоверие и равнодушие, ограничения и запреты, поборы и проверки, обвинения в лоббизме и некомпетентности. Но в наших условиях бизнес-союзы – едва ли не единственная работающая обратная связь, обеспечивающая коммуникацию властей с деловым сообществом. У предпринимателей нет иного способа донести до чиновников свои мнения и чаяния, а государству больше негде получить более-менее объективную оценку своих действий.

Оказалось, что обойтись без бизнес-ассоциаций государство не может: именно в них приходится восполнять дефицит креатива, которым страдает бюрократия. Поэтому заявление заместителя министра экономики Дмитрия Матусевича о влияниии БНПА на формирование экспертного мнения государственных органов и организаций – не просто дежурный комплимент. Представители БНПА и других бизнес-союзов, участвуя во всех общественно-консультативных советах и рабочих группах, пытаются предложить решения, способные улучшить ситуацию в отечественной экономике. При этом бизнес-союзам приходится брать на себя такие функции экспертов, аналитиков и исследователей, не имея ни хорошо оплачивамых кадров, ни ресурсов, ни исходных данных. А поскольку ни государство, ни бизнес, средств на такие работы не дают, то и результат получается соответствующий. Лоббирование «тех или иных вопросов, но не в коммерческих целях, а в целях поиска разумного диалога, баланса» – занятие не слишком доходное. Приходится обходиться силами волонтеров, членскими взносами и скромными пожертвованиями немногочисленных спонсоров. Но это не вина БНПА и прочих бизнес-союзов, а беда нашего гражданского общества, застрявшего в своем развития на начальной стадии.

Получается так. Бросят с высокой трибуны лозунг «даешь $ 100 млрд ВВП к концу следующей пятилетки!» – а как его реализовать, никто не знает. Поневоле приходится искать конструктивное сотрудничество с бизнесом – может, подкинет какие-нибудь идеи, которые ему же и воплощать. А начальство доложит об очередном улучшении в развитии делового и инвестиционного климата, которое инициируется бизнесом. Забавно, но бизнесу в свою очередь, приходится благодарить власти за отмену тех барьеров, которые сами же власти десятилетиями создают, чтобы мешать тому самому бизнесу: в корпоративных и имущественных отношениях, налогах, лицензировании, ликвидации и регистрации предприятий, строительстве, торговле и т.д.

В придачу, государство желает вести диалог лишь на своих условиях. Среди которых главное – выбирать лишь угодных себе собеседников (о чем можно прочитать здесь). Такова специфика диалога бизнеса и государства по-белорусски.

Результат такого отношения очевиден. Успешных кейсов среди вносимых предпринимателями на рассмотрение в госорганы предложений немного. – грустно признался председатель БНПА А.Швец. – «Диалог есть, а его плоды как-то слабо просматриваются». Но он не теряет надежды: «мы будем более настойчивы в этом диалоге, при этом очень уважительны к нашим партнерам». Иными словами, бизнес-союзы вынуждены бороться даже за те крохи внимания, которые им уделяют власти. Поэтому приходится следить за словами и эмоциями, не скупиться на комплименты, прежде чем пытаться проталкивать свои предложения и удерживать чиновников от очередных ляпов и пакостей.

Иногда это удается – если министерства сочтут нужным вынести тот или иной проект на общественное обсуждение или на рассмотрение в ОКСах и рабочих группах. Если же какой-то нормативный акт появляется без обсуждения, БНПА и ее единомышленники долго обивают пороги, пытаясь добиться отмены «сюрприза» или, хотя бы его корректировки, чтобы смягчить ущерб для бизнеса.

Если мнение деловых союзов не всегда учитывается даже по текущим микроэкономическим вопросам, то о стратегиях макроэкономического уровня и говорить не приходится. Между тем, игнорирование интересов бизнеса дорого обходится стране. Когда бывший премьер-министр Сергей Линг, выйдя на трибуну пустился в воспоминания об отчаянной борьбе правительства за снабжение страны нефтью и газом в «лихие 90-е», я внезапно поразился злободневности этих мемуаров. Конечно тогда все было иначе, но старались же некоторые не корысти ради и добивались скидки в 2 доллара с тысячи кубов. Правда, потом испугались рыночных перемен и бросились делить экономику на 2 неравные части. А потому приходится до сих пор слушать рассуждения о месте и роли госсектора, страшилки о российской приватизации и прочие провальные теории, которые завели страну туда, где мы сейчас пребываем.

Остается молить о чуде. Не зря же на конференции настоятель Прихода Храма - памятника в честь Всех Святых города Минска протоиерей Федор с речью-увещеванием выступил и пожелал всем всяческих прибылей.

Среди парадных поздравлений и дежурных речей на конференции нашлось время и для обсуждения актуальных прикладных тем. Одна из них – земельный вопрос. БНПА давно добивается ликвидации двойной системы взимания платы с предпринимателей: один раз – в виде платы за право заключения договоров аренды участков и второй – собственно арендная плата. Нормы земельного законодательства – от кодекса и указа № 667 до ставок земельного налога – бизнес считает одним из главных тормозов своего развития.

В придачу, эти нормы запутаны и противоречивы. «Не читайте на ночь земельный кодекс» – полушутя, полувсерьез предостерег участников конференции председатель совета директоров ГК «Интеллект» Сергей Варивода.

Впрочем, то же самое можно сказать и обо всех остальных нормативных актах. Вредно штудировать на ночь глядя налоговый кодекс. Мало ли что привидится. Не только из-за сложных, порой неясных норм, сколько из-за противоречий фискальной политики. Как бы ни улучшали законодатели налоговое администрирование, фискальное бремя в экономике не снижается, а временами даже растет. При этом власти больше озабочены раздачей точечных и секторальных преференций, чем формирование равномерной и справедливой налоговой системы. Но без снижения налоговой нагрузки о росте экономики можно лишь мечтать, предупредила власти директор БСПН им. проф.М.С.Кунявского Жанна Тарасевич

Не сулит приятных снов также гражданское и процессуальное законодательство. Его основной недостаток видится экспертам БНПА в отсутствии равенства форм собственности, ущемлении прав частного сектора, привилегированном положении госпредприятий. От этого – все крупные и мелкие недостатки законодательства. При этом ни суды, ни иные органы власти до сих пор не считают для себя приоритетом уважение и защиту интересов собственников. Но без этого базового условия не приходится говорить ни о росте экономики и благосостоянии населения, ни о развитии инноваций и привлечении инвестиций, ни о корпоративной культуре и социальной ответственности бизнеса.


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page