top of page

Вместо возврата НДС – налог с пеней


В судебной практике, публикуемой Верховным судом, встречаются весьма поучительные истории. К примеру, о том, как попытка вернуть из казны сумму превышения вычетов по НДС над начисленным налогом, обернулась для белорусской компании доплатой в бюджет вдвое большей суммы.

В декабре 2018 г. СООО "К" обратилась в районную ИМНС с заявлением о возврате превышения налоговых вычетов по НДС за сентябрь 2018 г. на 40 тыс. рублей, образовавшегося в результате сделок с ООО «К… №1». Естественно, такие деньги из бюджета не возвращаются без камеральной проверки. А она показала занижение заявителем налоговой базы для исчисления налога на прибыль: во 2 квартале 2017 г. на 267,6 тыс. рублей, в 1 квартале 2018 г. – на 132,4 тыс., что повлекло доначисление и неуплату в бюджет налога на прибыль на общую сумму 72 тыс. рублей. В придачу набежало почти 13 тыс. рублей пени. По мнению налоговиков компания нарушила нормы подп. 3.10 ст. 128 и п.п. 1-3 ст. 143 НК (в редакции, действовавшей до 31.12.2018), согласно которому суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, должны включаться в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.

Конкретно сотрудники ИМНС обнаружили у СООО «К» кредиторскую задолженность перед ООО «К… №1» за поставленную еще в апреле 2014 г. продукцию на 267,6 тыс. рублей, перед ЧПУП «К-Н» за монтажу оборудования на 132,4 тыс. рублей. При этом в феврале 2016 г. ЧУП было присоединено к ООО «К… №1». А потому налоговики сочли, что СООО «К» следовало эти суммы еще в 2017 году включить в состав внереализационных доходов и начислить на них налог на прибыль.

Компания с таким наездом не согласилась. Там полагали, что по данным операциям срок исковой давности был прерван, поскольку с «К… №1» были заключены дополнительные соглашения, произведена частичная оплата задолженности в октябре и ноябре 2018 на 17,5 тыс. рублей, шли переговоры о предоставлении отсрочки, рассрочки платежа, и в начале 2017 г. был подписан акт сверки расчетов за 2016 год.

Но судебные инстанции сочли, что если срок исполнения обязательств истек с 28.06.2014 и с 01.01.2015, то с этих дат 3-летние сроки исковой давности уже истекли и тогда следовало начислить налог. От этой обязанности не избавляет ни частичная оплата, ни все действия по урегулированию задолженности, поскольку они совершались после истечения сроков исковой давности.

Так что доводы заявителя о прерывании срока исковой давности суд не впечатлили. Во-первых, они не стыковались с нормами ст. 197, 199, 200, 202 ГК. Во-вторых, документы по обращению о погашении долга, о предоставлении отсрочки или рассрочки погашения платежей, ни налоговому органу, ни судебным инстанциям заявитель так и не представил. К тому же один из помянутых актов сверки был подписан только со стороны ООО «К… №1», а другой – после истечения сроков исковой давности.

В результате решения экономического суда Гомельской области, апелляционной и кассационной инстанций оказались не в пользу предприятия.

Мораль сей истории такова: прежде чем пытаться вернуть НДС, хорошенько подумайте, что могут у вас найти контролеры. Для начала сделайте внеочередную инвентаризацию кредиторской задолженности.

Comentários


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page