Эскалация торговой напряженности и замедление мировой экономики заставили экономистов ВТО резко понизить свои прогнозы роста торговли в 2019 - 2020 гг. Ожидается, что объемы мировой торговли товарами в 2019 году вырастут всего на 1,2%, а в 2020-м – на 2,7% При этом риски снижения остаются высокими и что прогноз на 2020 год зависит от возврата к более нормальным торговым отношениям.
Новый прогноз существенно ниже апрельского (2,6 и 3%). «Темные перспективы для торговли обескураживают, но не являются неожиданными. Помимо прямых последствий, торговые конфликты усиливают неопределенность. Это заставляет некоторые предприятия откладывать инвестиции, способствующие повышению производительности, необходимые для повышения уровня жизни, - заявил генеральный директор ВТО Роберто Азеведо. Создание рабочих мест также может быть затруднено, поскольку компании нанимают меньше рабочих для производства товаров и услуг на экспорт". По его мнению, разрешение торговых разногласий позволило бы членам ВТО избежать таких расходов.
Обновленный прогноз торговли основан на консенсус-оценках роста мирового ВВП в 2,3% по рыночным обменным курсам на 2019 и 2020 гг. по сравнению с 2,6% ранее. Такое замедление отчасти обусловлено ростом торговой напряженности, но также отражает циклические и структурные факторы, в т.ч. изменение позиции денежно-кредитной политики в развитых странах и неопределенность, связанную с Brexit в Евросоюзе. Макроэкономические риски сильно отклонены в сторону снижения.
В итоге предполагаемый темп роста мировой торговли в 2019 г. находится в диапазоне 0,5 - 1,6%, а в 2020-м – 1,7 – 2,7%, и может оказаться еще ниже, если торговая напряженность усилится, но будет лучше, если она ослабнет.
Это скверная новость для Беларуси. Темпы роста экспорта в текущем году у нас и так слабые, а перспективы на следующий год согласно прогнозам правительства довольно скромные. Замедление мировой торговли может их окончательно добить. А уж о двузначных темпах экспорта, способных спасти планы на пятилетку, если верить ВТО, вообще мечтать не приходится.
Риски для прогноза в основном зависят от торговой политики. Дальнейшие раунды «войны тарифов» и мести могут привести к разрушительному циклу обвинений, отмечает ВТО. Смена монетарной и фискальной политики может дестабилизировать нестабильные финансовые рынки. Более резкое замедление мировой экономики может привести к еще большему спаду в торговле. Наконец, беспорядочный Brexit может ухудшить ситуацию в Европе.
Диаграмма 1: Мировой экспорт и импорт товаров по уровням развития, 2012Q1-2019Q2 Индекс физического объема, 2012Q1 = 100
На диаграммах 1 и 2 показаны ежеквартальные объемы экспорта и импорта товаров с учетом сезонных колебаний в зависимости от уровня развития и географического региона. В первой половине 2019 г. мировая торговля товарами выросла на 0,6% по сравнению с январем-июнем 2018 г. Это значительно медленнее, чем в последние годы. Экспорт развитых стран вырос с начала года всего на 0,2%, а развивающихся – на 1,3%, импорт в развитых странах вырос на 1,1%, а в развивающихся снизился на 0,4%.
Диаграмма 2: Экспорт и импорт товаров по регионам, 2012Q1-2019Q2 Индекс физического объема, 2012Q1 = 100
1 Относится к Южной и Центральной Америке и Карибскому бассейну.
2 Другие регионы включают Африку, Ближний Восток и СНГ, включая ассоциированные и бывшие государства-члены.
Источник: ВТО и ЮНКТАД.
Во всех географических регионах в I полугодии 2019 г.X отмечен положительный рост экспорта в годовом исчислении, несмотря на существенное ослабление мирового спроса. Наибольший рост отмечен в Северной Америке – на 1,4%, за ней следуют Южная Америка (1,3%), Европа и Азия (по 0,7%), тогда как другие регионы (включая Африку, Ближний Восток и СНГ, включая ассоциированные и бывшие государства-члены) – по 0,1%.
Самый быстрый рост импорта отмечен в Северной Америке – на 1,8%, а в Европе – всего на 0,2%. В Южной Америке наблюдается снижение на -0,7%, а в Азии – на -0,4%). В совокупности импорт в другие регионы вырос на 2,4%. Спрос на импорт был особенно слабым в Азии, что сильно сказалось на экспортерах промышленных товаров (например, в Японии, Корее и Германии). Ослаб спрос на сырьевые товары, цена на которые в годовом исчислении в августе снизились на 12%.
По торговле услугами в натуральном выражении нет всеобъемлющей статистики из-за общей недоступности данных о ценах. Но приблизительно оценить объем торговли услугами можно путем корректировки номинальной статистики торговли коммерческими услугами для учета обменных курсов и инфляции. Этот индекс показывает, что, как и торговля товарами, торговля коммерческими услугами в последнее время растет слабо (диаграмма 3).
Диаграмма 3: Индекс мировой торговой активности в сфере услуг, 2015Q1 - 2019Q2 , 2015 = 100
Источник: ВТО, ЮНКТАД, ФРС США, Банк международных расчетов и расчеты Секретариата.
Ежемесячные экономические показатели дают тревожные сигналы о текущей и будущей траектории мировой торговли. Индекс новых экспортных заказов, полученный из индексов менеджеров по закупкам, упал с 54 в январе 2018 г. до 47,5 в августе 2019 г. Это самый слабый показатель с октября 2012 года (диаграмма 4). Обратите внимание, что значения ниже 50 означают сокращение сигнала.
Диаграмма 4: индекс новых экспортных заказов Global PMI, январь 2010 г. - индекс август 2019 г. , база = 50
Примечание. Значения больше 50 указывают на расширение, а меньше 50 – сжатие.
Источник: IHS Markit.
Отдельный показатель, основанный на частоте фраз в сообщениях прессы, отражает аспекты неопределенности монетарной, фискальной и торговой политики (диаграмма 5). В 2019 г. индекс вырос с 289 в январе до исторического рекорда – 348 в августе. Сдерживание инвестиций из-за экономической неопределенности может оказать непропорционально негативное влияние на торговлю, поскольку инвестиционные товары, как правило, имеют высокую импортную составляющую.
Диаграмма 5: Неопределенность глобальной экономической политики, январь 2005 г. - август 2019 г. (индекс, средний показатель за 1997-2015 гг. = 100)
Источник: PolicyUnsurety.com.
Для отдельных стран месячная стоимость торговли товарами в текущих ценах в долларах США показана на диаграмме 6. В некоторых странах (например, в США и Китае) могут появиться признаки изменения, в то время как в других (Корея и Япония) таких указаний нет. На номинальную торговую статистику сильно влияют цены и обменные курсы. Поэтому эти тенденции следует интерпретировать с осторожностью.
Если текущие оценки ВВП будут выполнены, объем мировой торговли товарами должен увеличиться на 1,2% в 2019 г. (таблица 1). Но это потребует некоторого восстановления во второй половине года. Пока ослабление денежно-кредитной политики в развитых странах не оказало существенного влияния, но, скорее всего, станет ощутимым к концу 2019 г. и к 2020 г. Другие меры, призванные остановить текущее замедление, в том числе налогово-бюджетная политика для стран с профицитом, могут обеспечить некоторый потенциал для прогноза, особенно если разрешатся торговые споры. Тем не менее, баланс риска остается на нижнем уровне, поскольку торговые споры, финансовая нестабильность и геополитическая напряженность создают потенциальные причины для углубления спада.
Таблица 1: Объем товарной торговли и реальный ВВП, 2015-2020 гг. 1 Годовое изменение в%
1 Цифры за 2019 и 2020 годы являются прогнозными.
2 Средние показатели экспорта и импорта.
3 Включая СНГ, в т.ч. ассоцированные и бывшие государства-члены.
4 Относится к Южной и Центральной Америке и Карибскому бассейну.
5 Другие регионы включают Африку, Ближний Восток и СНГ.
Источник: ВТО и ЮНКТАД по торговле, консенсус-оценки ВВП.
Диаграмма 6: Экспорт и импорт товаров отдельных стран, январь 2014 г. - июль 2019 г. ($ млрд)
Источник: Международная финансовая и национальная статистика МВФ, база данных GTA Global Trade Information Services.
Comments