top of page

КОНТРОЛЬ НАД ПЕЧЕНЬКАМИ:что будет с зарубежной помощью


Среди экономических и эпидемиологических проблем всегда найдутся время и место для ужесточения порядка поступления и использования иностранной безвозмездной помощи. А может быть, просто его усовершенствования. Тем более, что сделать это сбирались еще полгода назад.

Для публики, озабоченной текущими проблемами, тема совещания, состоявшегося 30 апреля у президента Беларуси, кажется не слишком актуальной. Но это как посмотреть. У власти любая активность зарубежных фондов и ассоциаций вызывает настороженность. Финансируемые ими гуманитарные проекты по-прежнему считаются «так называемыми». Президенту важно, чтобы «ни копейки не должно быть потрачено на деструктивную деятельность внутри страны». А потому «использование безвозмездной помощи из-за рубежа должно быть под жесточайшим контролем».

Казалось бы, нормы прежнего декрета от 28.11.2003 № 24 и ныне действующего декрета от 31.08.2015 № 5 самым жестким образом регламентируют допустимые цели получения «гуманитарки», правила ее принятия, распределения и использования. Любые попытки спонсирования оппозиции из-за рубежа (и вообще отовсюду) надежно перекрыты. Но нет предела совершенству.

Все зарубежные фонды уверяют, что они вне политики, а руководствуются исключительно принципами нейтралитета, беспристрастности и независимости. Это и подозрительно. Президент уверен, что именно «на гуманитарной помощи в свое время выросла наша так называемая оппозиция». А потому законодательство призвано не допустить спонсирования всякой «антигосударственной» деятельности, покушающейся на монополию вертикали власти. Все нейтральные и независимые структуры потенциально опасны для авторитарного государства, которому нужны лояльность, подотчетность и подконтрольность. А потому никакие ограничения не могут быть чрезмерными с точки зрения чиновников. Мало ли бывало в истории случаев, когда из сугубо невинных гуманитарных проектов вырастали политические движения, сотрясавшие и низвергавшие троны. А все потому, что не был вовремя установлен жесточайший порядок контроля за поступлением и распределений иностранной безвозмездной помощи. К тому же недопустимо, чтобы сколько-нибудь существенные финансовые потоки растекались как попало без руководящей и контролирующей роли чиновников.

Административные ограничения, бюрократизация процесса поступления и распределения, налоговый прессинг давно загнали финансирование любых гуманитарных проектов в весьма узкие рамки. Но этого мало. Для власти важно, чтобы финансирование проходило только через те каналы и поступало только в те структуры и на те цели, которые определяются чиновниками.

В феврале 2018 года назад правительством и управлением делами президента был утвержден комплекс мер по привлечению иностранной безвозмездной помощи в Республику Беларусь на период до 2020 года. По сути этот документ был попыткой переключить реализацию гуманитарных проектов и региональных программ, финансируемых из-за рубежа, в ведение профильных министерств и облисполкомов Планы были обширные: от внедрения автоматизированной информационной системы «Гуманитарная деятельность» до информационного сопровождения в госСМИ и подготовки специалистов по работе с гуманитарной помощью.

Еще год назад было объявлено о подготовке нового декрета, регулирующего вопросы иностранной помощи. Он должен был вступить в силу еще с начала текущего года, но где-то застрял. Теперь его собираются быстренько доработать и принять. Если в окончательном варианте не появятся какие-то кардинальные изменения, то новый декрет усилит роль государства в данной сфере.

Сейчас иностранной безвозмездной помощью признаются денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений в Беларуси, взносы иностранных учредителей (членов) белорусских некоммерческих организаций, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимости, находящейся за рубежом, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение. В новом декрете иностранной безвозмездной помощью будут считаться еще и работы и услуги, а также товары, приобретенные за эти деньги. При этом значительно усложняются процедуры получения разрешений на получение иностранной безвозмездной помощи, предоставления налоговых льгот и усиливается контроль.

По мнению президента гуманитарная помощь, предназначенная на здравоохранение, спорт, здравоохранение, образование, чернобыльские проекты, целиком должна поступать именно на такие цели, «а не растворяться по дороге».

Последствия этого тезиса могут быть серьезными. Сейчас по декрету № 5 общехозяйственные расходы на реализацию гуманитарных программ, а также расходы на оплату труда, за исключением расходов на оплату труда лиц, непосредственно участвующих в реализации гуманитарной программы, не должны превышать 20% от общей суммы их финансирования. Более крупные суммы, используемые на эти цели, не льготируются. Таким образом, существенно ограничиваются возможности развития НКО, что, по-видимому, вполне устраивает власть. «Мы такую деятельность льготировать прекратили несколько лет назад, – заявил на совещании президент. – И я думаю, что ни в коем случае здесь нельзя что-то менять».

Если ничего не изменится, то НКО еще повезло. В публиковавшемся в конце прошлого года проекте декрета вообще не допускалось применение налоговых льгот при использовании помощи на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления и обеспечением деятельности таких структур. Если эти нормы останутся в окончательном варианте декрета, о развитии третьего сектора можно забыть – у него просто не будет средств для содержания минимально необходимого аппарата.

Также в проекте существенно расширяются полномочия чиновников. Так, предлагалось снизить с 10 000 базовых величин до 5000 порог стоимости помощи, по которой заключения о целесообразности реализации проектов и освобождения от налогов выдаются профильными министерствами, облисполкомами и Мингорисполкомом – с 5000 - 10 000 до 1000 – 5000, а райисполкомами – с 5000 до 1000 базовых величин.

Такое расширение полномочий чиновников еще больше увеличит бюрократизацию реализации финансируемых из-за рубежа проектов, а также риски волокиты и коррупции. Зато с точки зрения чиновников предложенный механизм, наверно можно считать идеальным. Они смогут всласть заниматься любимым делом: рассматривать ходатайства и составлять заключения, принимать решения и отклонять просьбы. А также отказывать получателю в регистрации помощи под предлогом недопущения нанесения ущерба национальной безопасности, территориальной целостности политической и финансовой стабильности, охраны общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан. Разумеется, без всякого излишнего бюрократизма. К тому же за регистрацию помощи планируется взимать плату.

Похоже, что власти озабочены лишь тем, чтобы контролировать поступление и использование помощи, не допустить ее нецелевого использования. Вопрос увеличения притока этой помощи чиновников интересует куда меньше. Даже в тех случаях, когда бюджетных средств прискорбно не хватает для науки, социальной сферы, культуры, экологии, медицины и образования. Президент посоветовал не переживать, «если мы какую-то сотую долю процента введем за регистрацию или очень жестко будем ее контролировать, значит, поток гуманитарной помощи может уменьшиться. Тогда и не надо нам такая помощь».

Мы никогда не узнаем, сколько средств из-за очередного «закручивания гаек» не получит наша страна. Но не в деньгах счастье. Главное – чтобы какие-то доллары, евро или госдеповские печеньки не перепали на прокорм оппозиции. Вроде она никакой угрозы для власти и не представляет, но не мешает лишний раз подстраховаться жесточайшими мерами. Особенно, когда выборы на носу, а причин для недовольства у населения того и гляди станет больше, чем запасов памяркоўнасцi…

Comments


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page