
Комитет МСФО, наконец, определился с вопросом отражения в бухгалтерском учете криптовалют. Его мнение опубликовано на сайте ifrs.org.
Споры по этому вопросу идут уже давно. Сложность его решения усугубляется существованием целого ряда криптоактивов с различными характеристиками и сферами использования. В конечном итоге Комитет МСФО решил, что криптовалютой может признаваться актив, имеющий следующие признаки:
а) цифровая или виртуальная валюта, записанная в распределенном бухгалтерском реестре, использующем криптографию для безопасности.
б) не выдан юрисдикционным органом или другой стороной.
в) не влечет за собой договор между держателем и другой стороной.
Для сравнения, в приложении 2 к Декрету от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» цифровой знак (токен) определяется как «запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой». Кроме того, в подп. 3.4 Декрета оговорено, что для целей бухгалтерского учета возникшие (добытые) в процессе майнинга или приобретенные иным способом токены признаются активами. Но как эти активы классифицировать, не уточняется.
Хотя цифровые активы принято именовать «криптовалютой», Комитет МСФО не признал их монетарным активом. Согласно п. 16 МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» неотъемлемой характеристикой монетарной статьи является право получить (или обязанность предоставить) фиксированное или определяемое количество валютных единиц. Так что деньгами или денежными эквивалентами криптовалюту решено не признавать.
Параграф 8 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» определяет нематериальный актив как «идентифицируемый неденежный актив не имеющий физической формы». В свою очередь, актив является идентифицируемым, если он является отделимым, т.е. может быть отделен от предприятия и продан, передан, лицензирован, сдан в аренду или обменен, индивидуально или вместе с соответствующим договором, идентифицируемым активом или обязательством, или вытекает из договорных или других юридических прав (п. 12 IAS 38).
По мнению Комитета МСФО владение криптовалютой более всего соответствует определению нематериального актива в IAS 38 на том основании, что:
(а) оно может быть отделено от держателя и продано или передано индивидуально;
и
(b) оно не дает держателю права на получение фиксированного или определяемого количества денежных единиц.
Решение Комитета МСФО выглядит довольно спорно. Так что, скорее всего, дискуссии о классификации цифровых активов для целей бухучета и налогообложения еще будут продолжаться. Ведь подходы к этому вопросу в разных странах существенно различаются. Кое-где криптовалюты признают средством платежа, что дает им статус денег. В других странах окончательного решения нет до сих пор. Например, Федеральное управление финансового надзора Германии (BaFin) в 2011 г. определило биткоины как товар, однако затем изменило свое мнение и в декабре 2013 г. признало криптовалюты разновидностью финансовых инструментов, которые могут облагаться 25-процентным налогом как капитал. Комиссия по ценным бумагам США (SEC) также предлагала признавать криптовалюты ценными бумагами, если они выпускаются и обращаются с целью инвестиций. Однако это мнение оспаривается, поскольку криптовалюты не соответствуют в полной мере признакам теста Хоуи.
Впрочем, власти большинства стран озабочены не столько вопросом бухгалтерского учета криптовалют, сколько тем, чтобы не допустить использования для легализации (отмывания) преступных доходов и по возможности обложить операции с цифровыми активами налогами.
Подход, предложенный Комитетом МСФО, кардинально отличается от принятого в Беларуси. В Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)», утв. постановлением Минфин от 06.03.2018 № 16, полученные организацией токены принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от способа их получения и предполагаемого назначения как финансовые вложения, товары или готовая продукция. Возможность их учета в качестве нематериальных активов не рассматривается. Интересно, уважит ли теперь Минфин мнение Комитета МСФО, когда оно будет официально утверждено, или останется при своем? Для досужей публики вопрос, конечно, праздный, но кому-то трансформацию отчетности по международным стандартам делать…