
Очередной опрос состояния малого и среднего частного бизнеса в Беларуси в 2019 году, проведенный Исследовательским центром ИПМ показывает интересные изменения в отечественном деловом климате. С одной стороны, есть заметные улучшения. А с другой, их недостаточно для масштабного роста деловой активности и повышения доверия предпринимателей к государству.
Первое отличие нового исследования – рекордное число респондентов настроено позитивно. Хорошим считают своё экономическое положение 46,1% бизнесменов, а плохим – только 10.7%. При этом удельный вес представителей частного сектора МСБ, оценивающих свое экономическое положение как хорошее впервые за время опросов сравнялся с «нейтралами».

Рис.1 Оценка текущего экономического положения по годам.
В то же время позитивно оценивают изменения в положении собственных компаний 40,4% респондентов, но лишь 23,3% – в своей отрасли и лишь 17,9% – в экономики в целом. Неизменной ситуацию назвали 35,7%, 36,5 и 43,6% соответственно, а ухудшающейся – 23,9%, 40,3 и 38,5%.
Большинство респондентов отмечают рост объемов производства. Распределение ответов на данный вопрос соответствует прошлогоднему, что говорит о стабильности темпов их роста. Оценки изменения финансовых показателей деятельности МСП за прошедший год также не поменялись. Вследствие роста продаж у многих МСП одновременно растут как прибыль, так и дебиторская задолженность.

Рис.2 . Изменение показателей экономической деятельности МСП.
При этом расширять бизнес готовы 40,2% опрошенных, 57,4% намерены ограничиться сохранением достигнутых рубежей и только 2,5% собираются сокращать бизнес. Это обнадеживает, особенно учитывая, что 1/5 часть респондентов отмечали в прошлом годуухудшение экономического положение, а желающих расширять свое дело було куда меньше .
Рост конкуренции на рынке отмечают 2/3 бизнесменов, причем 31,9% считают, что это происходит довольно быстро. Конкурентный фактор стал одним из важных стимулов экспортировать свою продукцию.
Изменились отношения к инвестициям. Только 12,6% воздержались от обращения за кредитом из-за высоких ставок в рублях, 6,5% – в валюте, а 9% – из-за трудностей с залогом. Зато 83,9% в кредитах вообще не нуждаются. По мнению авторов исследования, это может говорить о том, что восстановительный рост предыдущих лет исчерпывается и предприятия все чаще инвестируют в расширение бизнеса. Тем не менее, в прошедшем году за кредитом обращались 49,1% респондентов и 44,9% его получили.
С расширением бизнеса растёт и занятость – число сотрудников увеличилось на 27,4% предприятий МСП, а снизилось всего на 19,7%. Но оценка соответствия предложения трудовых ресурсов требованиям нанимателей практически не меняется. Это, как считают авторы исследования, означает, что значимых изменений на рынке труда не происходит, а трудовые ресурсы не являются ключевым барьером для развития отечественного бизнеса. А поскольку дефицита рабочих рук нет, то и повышать зарплату в МСП желающих немного. Зарплата за последний года росла менее чем на половине предприятий, причем зачастую меньше инфляции. Это тенденция сохранится: в следующем году увеличивать зарплаты собираются только 18,4% респондентов, оставить без изменений – 29,2%, а 49,9% – даже снизить.
Оценка последствий принятия «революционных» указов и декретов оказалась довольно скромной. Улучшение условия ведения предпринимательской деятельности ощутили лишь 15,5% бизнесменов, 54,3% изменений не заметили, а 30,2% респондентов даже отметили ухудшение. При этом наиболее высокой оценки заслужили декреты № 7 и 8, отмена указа № 488 и введение нового Налогового кодекса, хотя 12,2% считают, что он ухудшил положение бизнеса. Забавно, что более 30% респондентов вообще не смогли оценить действие всех этих документов.

Рис. 3. Влияние документов на бизнес-среду.
Из предпринятых правительством шагов по улучшению бизнес-климата, только 21,9% респондентов сочли положительными действия правительства по ликвидации излишних административных барьеров, 21,4% – по изменению подходов в контрольной деятельности, 16,7% – совершенствование налогового законодательства. Наименее эффективными МСП считают попытки создания равных условий ведения бизнеса, обеспечение развития добросовестной конкуренции и защиты прав собственности.
В то же время оценка основных внешних барьеров для развития бизнеса совершенно не совпадает с мнением о влиянии перечисленных нормативных актов. Так, доля респондентов, назвавших высокие ставки налогов сократилась с прошлогодних 54,8% до 50%, а недовольных обременительными административными процедурами (лицензии, сертификация, проверки и пр.), наоборот, выросла с 43,3 до 50,9%, неравными условиями деятельности по сравнению с госпредприятиями – с 36,9 до 44,3%. Удельный вес отметивших изменчивое законодательство (в т.ч. налоговое) сократился с 50,9 до 43,5%, а назвавших высокие процентные ставки – с 45,2 до 40,6% .При этом более всего МСП ощущают неравные условия ведения бизнеса по сравнению с госсектором в отношении контролирующих органов (43,8% опрошенных), условиях получения разрешений и лицензий (33,8%) и госзакупок (33%).
Только 32,2% опрошенных позитивно оценили результаты политики Нацбанка по снижению инфляции и повышению доверия к национальной валюте, а 19,5% полагают, что эти меры повысили предсказуемость ситуации на валютном рынке. Но 9% респондентов считают, что эти меры не решили никаких проблем и лишь усугубили ситуацию, а 39,4% оценку деятельности регулятора дать не смогли.
Возможно именно из-за разрыва в оценке принятых мер и существующих барьеров, изменилась оценка эффективности диалога бизнеса и власти. Доля респондентов, считающих ее высокой, сократилась с 11,5 до 10,7%, низкой – выросла с 36,9 до 45,4%, а доля оценивающих ее нейтрально – снизилась с 51,6 до 42,6%.
В придачу удельный вес представителей МСП, считающих преодолимыми внешние барьеры для развития бизнеса сократился за год с 74,8% до 72,6%.
Напомню, в текущей пятилетке власти возлагали особые надежды на малый бизнес. Именно для этого принимались ряд программ и нормативных актов, преподносившихся как меры по либерализации хозяйственной деятельности и стимулированию развития, прежде всего, МСП. На практике положение этого сектора действительно несколько улучшилось. Но не настолько, чтобы МСП взял на себя роль спасителя отечественной экономики от всех проблем. Да и результат предпринятых мер оказался явно недостаточным, чтобы преодолеть недоверие малого бизнеса к государству и вдохновить его на более активный инвестиции, создание рабочих мест и рост в целом. Проще сохранить, то что есть, и по возможности держаться от государственного сектора подальше.