top of page

Новая порция союзного тумана

Очередное заседание союзного Совмина, состоявшееся на этой неделе, – самое туманное в ряду мероприятий «углубленной интеграции». Дело, конечно, не в погоде, а в открытой части итогов заседания. Оказывается, менее чем за три недели до подписания по ключевым вопросам нет консенсуса, треть «дорожных карт» не согласована, и вообще, нужны новые версии.

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев признал, что «у каждой стороны есть свои представления о том, каким образом сотрудничать на будущее, какие принципы должны применяться, как осуществлять регулирование в той или иной сфере, касается ли это газа, нефти, электроэнергетики». Нет согласия и по вопросам, связанным с будущим макроэкономических отношений.

В свою очередь, премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что, хотя на заседании «удалось продвинуться весьма значительно», остались «сложные вопросы, по которым не удалось найти сегодня развязку». А потому нужна неделя на доработку документов. На фоне этих реляций заверение о том, что «тумана в наших отношениях совсем нет», выглядело саркастически.

Проще говоря, белорусская сторона заявила, что она пас и в дальнейшую интеграцию без решения «наиболее острых вопросов двустороннего белорусско-российского экономического сотрудничества» не играет. Речь по-прежнему идет о формировании цен на нефть и газ, последствиях реализации налогового маневра в РФ, барьерах по доступу товаров на внутренние национальные рынки, неравных условиях поддержки производителей, в т.ч. за счет субсидий.

После 7,5-часового заседания Медведев признал, что придется с учетом результатов переговоров готовить новые версии «дорожных карт», по крайней мере, некоторых. Из 31 «дорожной карты» по углублению интеграции согласовано лишь 20, а из более чем 700 мероприятий всех карт «не удалось найти развязку» по 40. Какие именно это вопросы - от общественности по-прежнему скрывается. Дело здесь не в счете. «Даже если останется одна несогласованная «карта», но которая имеет абсолютное значение для той или иной стороны, то процесс интеграции, который мы сейчас перезапустили, может быть поставлен под угрозу, - признает российский премьер. - Поэтому наша задача не просто уменьшить количество рассогласованных позиций, но и почувствовать пределы гибкости в позициях друг друга».

«Мы вполне способны договориться, - заверил Медведев, отвечая на вопрос ТАСС. - А по таким вопросам, по которым необходимо политическое решение, - такие вопросы всегда есть, где очень сложен выбор между экономическими факторами и приходится принимать политическое решение, чтобы продвинуть интеграцию, так было при создании ЕАЭС». По словам российского премьера, до 8 декабря будет достигнут консенсус «практически по абсолютному большинству «дорожных карт», который будет добротной основой для обсуждения президентами двух стран». А дальше пусть они и решают.

Вероятно, главы правительств с удовольствием перекинут ответственность за дальнейшую судьбу Союзного государства и поиск пределов гибкости президентам. Но готовы ли в Москве на уступки по перечисленным вопросам? Или после перетасовки на стол лягут прежние требования в новой упаковке?

Например, вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что вопрос компенсации Беларуси за «налоговый маневр» автоматически отпадет после унификации налогового законодательства двух стран. Правда, в Беларуси нет такой нефтедобычи, как в России. Но единые правила ее налогообложения позволят, по мнению Козака, белорусским НПЗ претендовать на получение обратного акциза в том же порядке, как в НК РФ. Поскольку для такого демпфера источников в белорусском бюджете нет и не предвидится, можно лишь надеяться, что деньги на это дадут россияне - если не окажется, что их вице-премьер что-то напутал или пошутил.

Но в Минске предпочитают вместо унификации налогового законодательства ограничиться интегрированной системой налогового администрирования. Об этом заявила замминистра по налогам и сборам РБ Элла Селицкая. Ведь в обеих странах автоматические информационные системы уже есть, а потому неправильно, если «кто-то должен все перестроить и взять за основу систему другого государства» - жалко вложенных средств бюджета, т.е. налогоплательщиков. Заметим, вряд ли в Москве согласятся быть этим «кто-то».

Но и в Минске не согласны принять практически целиком российские правила, часть которых ущемляет национальные экономические интересы, а часть - ограничит власть местной бюрократии. Впрочем, после пассажа президента на выборах деваться премьер-министру РБ было некуда. Раз свыше сказано «на хрена нам такой союз», значит, согласовывать-подписывать нечего.

Российскому премьеру Медведеву пришлось принимать такой расклад. Получается, что будут подготовлены новые версии «дорожных карт». Т.е. все труды интеграционных картографов пошли насмарку. Пришлось все согласованное и не согласованное «долго и подробно обсуждать» - и, по-видимому, безрезультатно.

Время поджимает - до встречи президентов осталось всего ничего. Срыв подписания программы углубленной интеграции, запланированного на 8 декабря, стал бы серьезным ударом по планам собирания былых имперских просторов. Можно, конечно, отложить, но тогда потускнеет пафос юбилейного саммита. К тому же поражение или даже буксовка на белорусском плацдарме аукнется Путину на украинском фронте, а, возможно, и в собственном тылу. Чтобы спасти положение, скорее всего, придется пойти на кое-какие уступки. Скажем, перечислить зажатый транш кредита, пообещать новые заимствования, скинуть пару-тройку долларов в ценах на нефть и газ. А если совсем подожмет, можно даже посулить компенсацию за «налоговый маневр» (что г-н Козак уже сделал, хотя и в довольно странной форме). Ну и, конечно, в очередной раз объявить, что глубокая интеграция не будет заплывать за буйки белорусского суверенитета.

Радоваться совершенно нечему - белорусы в любом случае проигрывают. Если Москва пойдет на уступки, режим Лукашенко получит финансовую подпитку для своего существования. Если уступок не будет или последует давление по принципу «не подпишут, отключим газ», все тяготы лягут на население. Стагнация перейдет в очередной кризис, к которому мы в очередной раз покорно приспособимся.

Парадокс ситуации в том, что у президента Беларуси на сей раз позиции, пожалуй, получше, чем у его российского коллеги. Лукашенко может совершенно открыто объявлять, что намерен оставаться на своем посту в ближайшие 10 лет, да и потом власть останется в его семье. Путину же еще приходится ломать голову, под каким предлогом остаться в Кремле после 2024 года. Прошедшие 17 ноября выборы показали, что ресурс памяркоўнасцi в Беларуси далеко не исчерпан. Российскому же режиму придется обломать еще немало дубинок, чтобы окончательно усмирить недовольное население. Геополитические свары и клептомания чиновников выдергивают все больше перьев из крыльев двуглавого орла. Конечно, силенок, чтобы клюнуть как следует строптивого союзника, хватит. Но, может, дешевле подкинуть ему кое-какое воспомоществование и ограничиться пышной, но ни к чему не обязывающей декларацией?


Comments


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page