ОГРЫЗОК ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА
- Леонид Фридкин
- 23 сент. 2019 г.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 9 дек. 2023 г.

Правительство в очередной раз сократило перечень ОАО, на которые распространяется преимущественно право облисполкомов и Мингорисполкома при покупке акций.
Напомню, с начала 2011 г. исполкомы обладают преимущественным правом на покупку акций ОАО, ранее созданных в процессе приватизации и включенных в перечни, составляемые правительством. Когда-то в перечнях, утвержденных постановлением Совмина № 721, числились 91 предприятие. Затем их становилось все меньше и меньше – до 15. Теперь Совмин постановлением от 18.09.2019 №635 отменил преимущественное право Минского облисполкома на покупку акций 4 ОАО, оставив ему только швейные фабрики «ЭЛИЗ» (Дзержинск), «Світанак» (Жодино) и «Юнона», а Могилевского – на одно, оставив только ОАО «Славянка».
В соответствии с указом № 677, срок реализации преимущественного права может составлять до 3 месяцев. Естественно, такая норма является тормозом для любой сделки купли-продажи акций и, в еще большей степени – пугалом для инвесторов. Неудивительно, что независимые специалисты постоянно твердят о вредности и потенциальной коррумпированности преимущественного права исполкомов на покупку акций. В свою очередь, Департамент по ценным бумагам и Нацбанк тоже регулярно отмечают, что данная норма сдерживает развитие отечественного фондового рынка.
Отмена преимущественного права исполкомов на приобретение акций ОАО значилась среди мер по реализации Стратегией развития финансового рынка. Сделать это предлагалось еще с 2017 года. Но в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, речь шла уже только о том, чтобы «обеспечить свободную куплю-продажу акций за счет усовершенствования практики применения преимущественного права исполкомов».
Тот факт, что перечни неоднократно сокращались, проблему не решают. Ранее включавшиеся в них предприятия с пугающим постоянством оказывались то банкротами, то в списках ОАО, акциями которых Госкомимущество уже несколько лет тщетно пытается заинтересовать внешних и внутренних инвесторов.
Специалистам Минфина и Нацбанка, не хуже, чем независимым экспертам, известно, какой вред наносит «преимущественное право» инвестиционному имиджу страны и насколько она лишена экономического смысла. Правящей бюрократии эта норма на самом деле тоже ни к чему. Но ее душу греет мысль, что всегда можно сорвать или заволокитить любую сделку, помешать частнику свободно распоряжаться своей собственностью и приобретать новую. Ради такого удовольствия можно пожертвовать инвестиционным климатом и общественным мнением. Одна беда – экономика мала, развернуться негде. Во-первых, желающих покупать акции разоряющихся ОАО и без преимущественного права днем с огнем не найти. Во-вторых, эти компании, как и весь госсектор, приносят отраслевым министерствам и исполкомам все больше таких неприятностей, что чиновники были бы рады спихнуть их куда подальше. А они нынче никак не спихиваются.
Так что исключение очередной порции ОАО из списка «преимущественного права» – не поблажка и не либерализация. Это лишь очередная попытка бюрократии избавиться от надвигающейся ответственности за развал экономики. Ведь когда-нибудь крайними назначат отраслевых и местных чиновников, а не тех, кто закопал белорусскую приватизацию и воздвиг на ее могиле «уникальную» социально-экономическую модель.
Comments