Есть такая работа – деньги у людей отбирать. Строго по закону и для блага государства. А потому хочется общественного признания заслуг и всеобщего уважения к столь нужному и важному занятию. Поэтому так трогательно смотрятся гневные фельетоны Управления оперативных мероприятий столичной инспекции МНС, обличающие жадных и бесстыжих предпринимателей, которые норовят деньги утаить и тружеников налогового фронта всячески обижают своей строптивостью.
Каждая история, выложенная в телеграмм-канале управления, по-своему поучительна. Одни шалуны выручку мимо кассы проводят, другие зарплату в конвертах выдают, третьи левым товаром приторговывают. Когда их накроют, верещат «караул, грабят», а у самих, по мнению контролеров, «руки по локоть в нетрудовых доходах».
К примеру, бурное негодование вызвала у оперативников некая «инстагражданка», продававшая одежду через свой аккаунт в Instagram. Мало того, что она за полтора года наторговала аж на 143 тысячи рублей, не платя никаких налогов, так еще и дерзнула спорить с налоговиками, когда ее бизнес накрыли.
Интересная деталь: до ноября 2017 года наша героиня была индивидуальным предпринимателем, а потом вдруг начала работать через соцсети, не платя налогов. Почему белорусская «ипэшница» столь оригинально почтила столетие октябрьской революции, неизвестно. Почему она перешла на нелегальное положение аккурат перед принятием декрета № 7 "О развитии предпринимательства", нам тоже знать не дано. Неужто, женское и деловое чутье подсказали, что декретные поблажки не всерьез и ненадолго – как приснопамятный НЭП?
В остальном интуиция бывшую ипэшницу подвели – со временем ее «сетевой» бизнес попал в поле зрения налоговиков и начались неприятности. Тактику защиты гражданка выбрала не шибко действенную. Отказом от явки в инспекцию без повестки и призывом к тому же своих клиентов контролеров не остановить. У них под рукой имеется обширный арсенал прав, технических способов и административных методов сбора сведений для проверки. Байки насчет взломанного аккаунта или продажи исключительно личных поношенных вещей лишь насмешили проверяющих.
Но сейчас речь не о технике сбора доказательств, а о новом тренде профилактики налоговых нарушений. Рассказы об очередных разоблачениях, публикуемые сотрудниками МНС, все чаще содержат пафосные обличения низменных мотивов и некрасивого поведения нарушителей.
Больше всего налоговики недоумевают, почему не все «сохраняют человеческое достоинство перед перспективой потерять «нечестно нажитое».
В помянутой истории «инстагражданки» налоговиков шокировало «пренебрежительное отношение к законам страны, в которой она живёт». При этом сами сотрудники ИМНС, кажется, не задумываются, что странно рассчитывать на иное отношение населения к законам, которые государство бесцеремонно вертит как дышло, а в последние годы сплошь и рядом игнорирует или переписывает так, что они на право даже отдаленно не похожи. Тем не менее, налоговики искренне изумляются: чего это «в рядах нелегалов всё чаще проявляются агрессивные нарушители, которые пытаются жить так, как будто им закон не писан»?
Уй, ребята, ваше начальство первое начало. Это ж оно кинуло в массы тезис «иногда не до законов». Вот бумеранг и возвращается. Так что не надо удивляться, если находятся желающие по мере сил поучаствовать в правовом беспределе, хотя монополия на него тоже принадлежит государству. Вот и нечего пенять, когда часть граждан не видит смысла выполнять обязанности, если государство лишило население всех прав, а те, кто пытался их отстаивать, сидят в тюрьмах или релоцировались по белу свету.
Если бы кто-то рискнул прямо так и объявить, разговор с очередным нарушителем в инспекции МНС выглядел бы примерно так:
- Почему налоги не платите?
- Не хочу.
- Как это «не хотите»? Это ваша гражданская обязанность!
- Ничего подобного.
- Да что это вы несете? В конституции так и записано – все обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов.
- Дык там еще много чего написано. Защита собственности равенства всех ее форм, права на всяческие свободы. Что-нибудь из этого в реальности есть? То-то. Или все всё соблюдаем, или никто ничего. Вы мне хрен вместо прав, а я вам такой же хрен вместо моих денег. Взаимозачетом.
- Причем здесь права! Налоги – это же плата за жизнь в цивилизованном обществе! Это ж наше образование, здравоохранение, наука, культура, спорт и все-все-все!
- Ничего подобного. Налоги – это наши тюрьмы, суды и силовики. За такое состояние медицины, образования, науки и национальной культуры, которое мы имеем, платить, тем более столько, нет никакого желания. А за финансирование ваших капризов и прихотей, бессмысленных прожектов и спасение неэффективных госпредприятий – и подавно. С какой стати мне за это платить?
- Потому что законом установлено!
- А кто эти законы установил? Нашего согласия на них не спрашивали. Так что No taxation without representation.
- Чего-чего?
- Того самого. Нет налогов без представительства. То есть не хочу я содержать государство, которое требует с нас деньги, нас не спрашивая, и тратит их без нашего согласия.
Конечно, белорусские предприниматели в такую дискуссию с налоговиками ввязываться не станут. Потому как юлить, искать лазейки, цепляться за закорючки в законодательстве и в итоге получить штраф или даже уголовку по «налоговой» статье 243 – это одно. А загреметь за «политику» гораздо хуже.
Поскольку подобный диалог не предвидится, пропагандисты законного налогового образа жизни не чуждаются цветистых метафор. Так, налоговые уклонисты именуются «недобизнесменами», объединенными «тактикой скунса» – запачкать всех вокруг себя, чтобы самому казаться чище». Но тут выходит небольшая зоологическая неувязочка. На самом деле, скунс, обливает вонючей жидкостью лишь тех, кто покушается его съесть или содрать драгоценную шкурку. А в остальном это милое и безобидное создание. Натурально, четвероногим и двуногим хищникам, попавшим под струю, такой способ защиты не нравится – так же, как иным чиновникам публичное освещение их деятельности.
Впрочем, морализаторство «фельетонистов» и заверения в деликатности и уважительном отношении к налогоплательщикам плавно срываются на угрозу «привести в чувство законными способами» бизнесменов, упорствующих в доказывании своей «невинности». Дескать, ежели «бизнесменам не стыдно – это уже понятно, но ведь тут ещё и должно быть страшно».
По части запугивания подведомственного населения власти в последние годы очень преуспели. Но жадность подводит их еще больше, чем предпринимателей. Ведь чем больше налогов государство пытается выжать, тем невыгоднее становится работать «по-белому». И никакое ужесточение санкций и контроля не способно победить такую арифметику.
Поэтому среди белорусских бизнесменов всегда находятся желающие по мере сил минимизировать налоги, а то и прямо уклоняться от них. При этом они не считают, что заработки, добытые ценой немалых усилий, знаний, талантов, становятся нетрудовыми, лишь потому, что с них не уплачены налоги.
Другие пытаются работать честно, что не гарантирует от наездов контролеров. Если государству понадобятся деньги, оно всегда найдет способ их отобрать. Так же, как отобрало у общества все инструменты для защиты своих прав. Тех самых, за которые до сих пор наивно пытаются цепляться некоторые белорусские предприниматели. Те самые, за счет которых живут чиновники, обвиняющие их в махинациях и жажде наживы.
«Когда мне встречается правительство, которое говорит: «Кошелек или жизнь», к чему мне спешить отдавать кошелек? Быть может, оно находится в крайней нужде и не знает, что делать; но я тут ни при чем. Пускай выпутывается само, как делаю я. Хныкать над этим не стоит. Я не ответствен за исправную работу общественной машины. Я не сын инженера, который ее изобрел».
Генри Торо
Comentarios