ПЕРВЫЙ ПАКЕТ АНТИКРИЗИСНЫХ ПОЛУМЕР
- Леонид Фридкин
- 27 апр. 2020 г.
- 6 мин. чтения
Обновлено: 15 сент. 2020 г.

Набор антикризисных мер, включенных в указ № 143 «О поддержке экономики», вряд ли сильно порадует предпринимателей. Конечно, никто не ждал масштабного снижения налогов и «разбрасывания денег с вертолета». Но хотелось увидеть нечто, реально улучшающее шансы на выживание своего бизнеса в кризис, существенные меры защиты работников, отмену давно утративших смысл ограничений и решение ряда застарелых проблем. Еще больше смущают сроки действия принимаемых мер. Судя по указу, все кризисные неприятности «рассосутся» за полгода, а в последующие 3 месяца можно будет возместить потери.
Почти месяц назад премьер-министр Сергей Румас заявил, что проект комплекса мер по обеспечению стабильной работы экономики разработан. Но понадобился почти месяц, чтобы он увидел свет. У некоторых даже возникло смутное подозрение, что чиновники взяли столь длительную паузу, чтобы предприятия успели заплатить все квартальные налоги и иные платежи в бюджет. Но, разумеется подписание указа № 143 произошло через 2 дня после уплаты налогов совершенно случайно.
Главный позитив – перечислены отрасли, которые больше всего страдают от «вирусного» кризиса». То есть власти знают, кому приходится хуже всего, сочувствуют и готовы помочь. Пока в основном благими пожеланиями. Это в полной мере отражает противоречивое восприятие действительности белорусским правительством. С одной стороны, от кризисных явлений, причем далеко не только эпидемиологических, не отмахнуться. Перспектива обвала экономики слишком очевидна, а потери малого бизнеса могут оказаться похлеще, чем в госсекторе. С другой стороны, если свыше требуют выполнять установленные полгода назад прогнозы и не видят нужды помогать частникам, спорить не приходится – должность дороже.
Поэтому неудивительно, что явление «антикризисного пакета» так затянулась, а большая его часть – полумеры, с реализацией которых многое неясно.
Отсрочка с рассрочкой
Прямое снижение налогов указ не предусматривает. Субъекты хозяйствования, занятые в сферах деятельности, включенных в перечень, могут рассчитывать только на отсрочку налогов, уплачиваемых в местные бюджеты во 2-3 кварталах с оплатой в рассрочку до конца года – по решению исполкомов. Они также могут уменьшить субъектам хозяйствования во 2-3 кварталах суммы земельного налога и налога на недвижимость, а также уменьшать до 2 раз размер ставок единого налога.
При этом указ не обязывает исполкомы принимать такие решения, а только рекомендует. А поскольку налоги составляют почти 2/3 местных бюджетов, а механизм компенсации их потерь не оговаривается, могут возникнуть трудности. По сути, такие льготы будут предоставляться по индивидуальному принципу, что создает опасность волокиты и коррупции.
К тому же воспользоваться отсрочкой можно только при условии своевременной и полной уплаты текущих налогов. В противном случае отсроченные платежи будут взыскиваться за весь период с пеней. Это создает дополнительные риски. Именно на апрель-сентябрь придется основная волна спада внутреннего и внешнего спроса. Мало шансов, что мировая экономика за полгода выйдет из нынешнего эпидемиологического и экономического кризиса – и мы вместе с ней. Скорее можно ожидать, что начнут оправдываться мрачные прогнозы всеобщей рецессии. Но даже если ситуация к осени улучшится, после 6-месячного спада у бизнеса будет маловато ресурсов, чтобы платить текущие налоги и за 3 месяца погасить отсроченные суммы. Между тем, отсрочка долгов АПК и ряду госпредприятий в относительно благополучные времена давалась на 3-5 лет, а в некоторых случаях – на 10-20.
Рекомендации для аренды
Указом с 1 апреля до 30 сентября устанавливается мораторий на повышению базовой арендной величины, которая возвращается на прежний уровень. Кроме того, организации, работающие в «пострадавших» сферах могут получить в апреле-сентябре отсрочку по оплате арендной платы до 30 сентября с последующей уплатой в рассрочку до конца года. Взамен обещается «зеркальная» отсрочка и рассрочка имущественных налогов. Но это, по-видимому, касается только аренды госимущества. Частным арендодателям указ только рекомендует предоставлять своим арендаторам с учетом их выручки отсрочку по оплате арендной платы, а также уменьшать ее размер. Очевидно, такая рекомендация тоже никого ни к чему не обязывает. Арендаторы и так пытаются уговорить арендодателей снизить ставки и зафиксировать курс их пересчета в рубли, ссылаясь на форс-мажор и грозясь съехать, а владельцы ТЦ и бизнес-центров пытаются спасти свои доходы, с оглядкой на свои расходы и долги по кредитам.
Труд
Предупреждать работников об изменении существенных условий труда (кроме уменьшения зарплаты), наниматели теперь смогут за 1 день. Напомню, до недавних пор срок предупреждения по декрету №5 составлял 7 дней, а с 28 января тг. согласно поправками в Трудовом кодексе – месяц. Теперь срок предупреждения опять сократили – но только на время, отпущенное начальством на время кризиса. Разрешается временный перевод без согласия работника на срок до 3 месяцев, а по соглашению сторон – и на больший срок. Предусматривается и выплата «больничных» по «вирусным» обстоятельствам.
О реальных стимулах для сохранения рабочих мест или помощи людям, теряющим заработки и работу правительство позаботится как-нибудь попозже. Вот когда увольнения станут по-настоящему массовыми, пособие по безработице увеличат аж до прожиточного минимума – 246,78 рублей, а пособия малоимущим увеличат рубликов на 50-55. А оказавшимся в простое или переведенным на неполную занятость обещается доплата до «минималки» – 375 рублей. Главное – не торопиться с заботой о людях.
Е-аптека
Разрешение продавать безрецептурные препараты вне аптек открывает возможность интернет-торговли лекарствами – но только до 1 июля. Это «режет» идею на корню: бессмысленно создавать систему заказов и доставки, которая заведомо не окупится за 2 месяца. Впрочем, пока Совмин определит, кому можно заниматься такой деятельностью, времени останется еще меньше. Так что в аптеку пока придется походить ножками.
Государство берется за цены
Власти уже «порадовали» бизнес введением предельного индекса роста цен, который сами же вынуждены были скоропостижно отменить. Взамен введены предельные торговых надбавок и уровня рентабельности на ряд социально-значимых товаров – пока на 3 месяца. Теперь бизнес ломает голову, как справиться с такой напастью, которая может затянуться гораздо дольше, если власти увидят угрозу инфляции. По предварительным расчетам потенциальные убытки и сокращение поставок из-за этих ограничений с лихвой перекроют все поблажки, предусмотренные указом № 143, который еще больше расширил вмешательство государства в сферу ценообразования. Во-первых, Совмин сможет регулировать цены на любые товары, вместо ограниченного когда-то указом № 72 перечня. Во-вторых, МАРТ, Минздрав и Госстандарт получают право проводить внеплановые проверки, в том числе компаний в первые 2 года после их регистрации, а также приостанавливать за ценовые и иные нарушения деятельность объектов торговли и общепита на срок до 90 дней. Такой возврат норм, отмены которых предприниматели добились 5 лет назад, происходит именно тогда, когда многие магазины и кафе и так на грани закрытия.
Некоторые нормы указа выглядят довольно странно. Например, зачем было разрешать перенос подачи деклараций по подоходному налогу до 30 апреля, если срок подачи истек 31 марта? Или авторам указа было сложно заглянуть в календарь и статью 222 НК?
Второй шанс курсовых разниц
Здесь случился неожиданный поворот. Порядок налогового учета курсовых разниц, выбранный в соответствии с указом от 31.12.2019 № 504, разрешено однократно изменить в текущем году на весь налоговый период.
Если кто не в теме, поясню. Указом № 504 предприятиям было позволено самостоятельно выбирать период включения курсовых разниц в состав внереализационных доходов/расходов для целей налогообложения: ежеквартально или по итогам года. Предполагалось, что это позволит нивелировать влияние перепадов валютного курса на финансовые результаты и не переплачивать налог на прибыль, особенно в случае укрепления рубля. Но выбрать вариант следовало один раз на весь год. Теперь тем, кто ошибся в выборе, дается второй шанс с учетом новой реальности – но только после 1 апреля. Так что с мартовской девальвацией уже ничего не поделать.
Многие предприятия надеялись, что им разрешат отложить на годик-другой списание курсовых разниц на финансовые результаты, как обычно делалось в прошлые кризисы. Это позволило бы компаниям на некоторое время формально улучшить структуру баланса, а банкам – создавать меньше резервов при кредитовании формально не убыточных заемщиков. Но для столь радикальной меры время еще не пришло.
***

Итак, в указ попала малая часть просьб о помощи, которыми деловое сообщество завалило правительство. Бизнес отнесся к этому с пониманием: конечно, в нашем небогатом государстве трудно ожидать большего. Действительно, где же взять «больше», если все ресурсы уходят на такие приоритетные направления, как льготы АПК по указам № 399 и 70, реструктуризация «модернизационных долгов, вроде освобождения стеклозавода «Неман» от налогов на недвижимость и на землю на 25 лет и отсрочки по кредитам на 20 лет. Не говоря уже о парадах, дворцах и чемпионатах, на которые щедро тратились и продолжают тратиться деньги налогоплательщиков. В придачу, в текущем году власти на 320 млн. рублей увеличили лимиты директивного кредитования. А еще власти надеются занять за рубежом $ 2−2,5 млрд на поддержку экономики и соцсферы. На «разбрасывание с вертолета» всем нуждающимся этого тоже не хватит, а на прицельное деньгометание отдельным госпредприятиям – пожалуй. Остальным дается всего полгода, чтобы восстановиться и начать зарабатывать на новые налоги, не забывая в придачу платить отсроченные старые. Впрочем, ряд норм указа № 143 будут действовать «до особого решения президента». Так что по мере надобности любые меры будут отменяться и приниматься в ручном режиме. А пока второй «антикризисный пакет» дозреет, экономика как-нибудь полетает на автопилоте…
Comments