top of page

ПРОГНОЗ НА ТРИ ГОДА: мечтать полезно

Параметры среднесрочной финансовой программы республиканского бюджета на 2020 – 2022 годы, утвержденной постановлением Совмина № 3, обещают белорусам очередные 3 года стабильности. Рост экономики останется минимальным, но социальная направленность расходов бюджета гарантируется.

Планируется, что республиканский и местные бюджеты будут устойчивы и сбалансированны. Причем настолько, что дефицит текущего года окажется разовым явлением – в дальнейшем расходы и доходы казны уравняются с точностью до рубля. Финансировать платежи по обслуживанию государственного долга придется за счет доходов республиканского бюджета. При этом не менее 25% средств на эти цели власти намерены изыскивать за счет недолговых источников. Очевидно, в основном это будут собранные с нас налоги. При этом налоговая нагрузка на экономику останется на уровне, не превышающем 26% ВВП. То есть фискальное бремя не увеличится, но и снижать его не обещают.

Социальная направленность бюджетных расходов сохранится. Зато в 2020 г. планируется снизить объемы бюджетного участия во всех видах государственной поддержки реального сектора экономики не менее чем на 10%.

Расходы на национальную экономику за 3 года сократятся почти на 6% (в текущих ценах). В то же время, расходы на национальную оборону, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также на здравоохранение, образование и социальную политику вырастут на 7,3%. Так что предприятиям придется все больше рассчитывать только на самих себя, а секторам, финансируемым из бюджета, – затягивать пояса: с учетом инфляции их содержание явно уменьшится.

Инфляция должна плавно снижаться, а ставка рефинансирования в среднем за год почти не изменится: 5% и 9,5% соответственно, в следующем – 4,5% и в следующем и 9,25 – 10%, в 2022-м – 4% и 8,5 – 9,75%. Так что на особое удешевление кредитов особо рассчитывать не приходится.

Столь суровые будни, судя по прогнозу, неизбежны. Бюджет планируется исходя из более чем скромного трехлетнего прогноза роста ВВП: на 1,9% в текущем году, на 1,4% в 2021-м и 2,1% в 2022-м. При этом средний курс доллара США должен увеличиться на 3% в 2021 г. по сравнению с 2020-м и на 2,4% в следующем году. Экспорт товаров вырастет в следующем году на 1,9%, импорт – на 3,4%, в 2021-м – на 1,5 и 1,2%, в 2022-м – на 1,6 и 2,4% соответственно. Важное условие – цена на нефть «Urals» удержится на уровне 60 $/барр. А это фактор весьма зыбкий. Что с там получится с переговорами, «налоговым маневром», альтернативными источниками, и гуцериевской подмогой, не говоря уже о мировых ценах, до сих пор неясно. Зато всегда можно сослаться на неблагоприятные внешние факторы, если прогнозы не сбудутся.

Можно подсчитать, что в долларовом эквиваленте ВВП страны составит 63,2 млрд в текущем году, 65,6 млрд. в 2021-м и 68,5 млрд. в 2022-м при девальвации менее 5% за три года. Курс доллара на конец 2022 г. должен составить 2,3894 $/BYN.

Такие трехлетние среднесрочные планы составляются в Беларуси ежегодно с 2016 года. Сбывается далеко не все, К примеру, постановлением Совмина от 28.12.2016 № 1094 прогнозировался рост ВВП в 2019 г. на 2,2%, инфляция – 7,3%, курс доллара на конец года – 2,2452 $/BYN, ставка рефинансирования, – 10%. С тремя последними показателями получилось даже лучше, чем ожидалось. А экономика расти категорически отказалась.

Очередной 3-летний прогноз намекает, что планы на текущую пятилетку по основным показателям не сбудутся. Достичь шумно декларированного уровня ВВП в $100 млрд к концу следующей пятилетки тоже вряд ли получится. В лучшем случае удастся превзойти исторический максимум 78,8 млрд, зафиксированный в 2014 году. Несомненно, свыше назначат стрелочников, ответственных за столь вопиющий провал, и примерно накажут. Одних сошлют в правления банков представлять государство, других – пересадят из одних министерских кресел в другие или отправят областями руководить, а сымых виноватых посадят сенаторами в Совет Республики.

Возможно, создание определенного ориентира полезно для правительства. Но бизнесу приходится относиться к таким прогнозам с большой осторожностью. С одной стороны, скорректированные на экспертную оценку макроэкономические показатели могут быть индикатором потенциальных угроз состоянию рынков. Но если они не совпадут с реальностью, цена просчета может стать немалой, а пенять придется только на самого себя. К примеру, по мнению МАРТ, наличие утвержденного прогнозного индекса роста потребительских цен не свидетельствует о том, что поставщик мог предусмотреть изменение цены на конкретное сырье, материалы, комплектующие и иные товары (работы, услуги), используемые при производстве предмета закупки.

Поэтому белорусские предприниматели и менеджеры в своих бизнес-планах как обычно, примут во внимание все мыслимые валютные и макроэкономические риски. И, разумеется, заложат их в цены, которые повлияют как на кошельки населения, так и на фактические показатели экономики.

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page