top of page

РЕФОРМОГРАФИЯ 2.0: на чем стоит налоговый майдан

Пока белорусы гадают, какие изменения их ждут в сфере налогообложения, наши южные соседи собрались всерьез реформировать свою налоговую систему. Для страны, отягощенной войной, разгулом коррупции и теневой экономики это грандиозная задача.

В стратегии реформаторов нет эффектных и сомнительных решений вроде замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал или НДС – налогом с продаж или дилетантских лозунгов залетных советчиков. Большинство мероприятий выглядят скучно и малопонятно для папарации и досужей публики. Впрочем, многим специалистам некоторые шаги не без оснований кажутся спорными, а то и опасными.

Отличительная черта украинской реформы: в ней не просматривается явного снижения налоговой нагрузки. Такая цель в программе декларируется (вместо со сокращением перераспределения ВВП через бюджет), но без малейшего намека на конкретику. Дескать, добьемся "зниження загального податкового навантаження" и все. Основной упор делается на справедливое перераспределение фискального бремени, укрепление дисциплины и улучшение собираемости налогов. При нынешнем состоянии украинской экономики, это, возможно, наилучший вариант. Но добиться успеха будет очень сложно.

Платить любые налоги никто не любит. Поэтому даже если предлагаемые решения будут совершенно обоснованы и необходимы, реформы и реформаторов будут жестко критиковать. Если в ходе реформы сразу явно задеваются интересы едва ли не всех бизнес-групп, то фактическим бенефициаром может быть окажется все общество гораздо позже. А похвал реформаторы если и удостоятся, то лишь много лет спустя: если не за успех, то за благие намерения. Поэтому председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данила Гетманцев грустно признается, что «налоговый комитет ВР, если конечно не врать, не красть и не отступать, — скорее политическая могила, чем трамплин». Однако он настаивает на проведению изменений одновременно во всех сферах налоговых отношений.

Времени на споры с кого и чего начинать наведение порядка у Украины практически нет. Поэтому налоговая реформа должна продвигаться параллельно во всех направлениях, комплексно решая проблемы в их взаимосвязи. При этом законопроект № 1210 оказался под огнем критики со всех сторон.

Бурные протесты местного малого бизнеса уже вызвали планы поэтапной фискализации выручки плательщиков единого налога. Конечно, обязательное использование кассовых аппаратов с выдачей чеков – явно дополнительно неудобство для предпринимателей. Однако сейчас в Украине сокрытие выручки в рознице носит более чем массовый характер. Так что бизнесу придется приводить свои аппетиты в соответствие с интересами потребителей и государства. Вывод из тени выручки ритейла – одно из самых масштабных мероприятий налоговой реформы.

Достанется и более крупному бизнесу. Среди первоочередных задач – меры борьбы с уклонением от уплаты налогов и выводом капиталов в оффшоры. В частности, это участие в плане BEPS, ограничение злоупотребления соглашениями об устранении двойного налогообложения, вступление в международных соглашениях об автоматическом обмене налоговой информацией. Это позволит украинским налоговикам ежегодно получать сведения от более чем 100 стран мира о зарубежных активах своих налогоплательщиков.

Кроме того, предусматривается имплементация в уркаинское законодательство доктрины "основной цели" – той самой, которую 2 года назад ввела Россия в ст.54,1 НК РФ, а в этом году – Беларусь в п.4 ст. 33 НК РБ. Однако в Украине еще до 2015 года запрещалось учитывать при исчислении налога на прибыль затраты по операциям, не имеющим хозяйственной цели. Однако это правило было приостановлено из-за многочисленных злоупотреблений налоговых органов. Неудивительно, что его возврат беспокоит местных предпринимателей.

Кардинально планируется пересмотреть условия налогообложения добычи полезных ископаемых, в т.ч. железной руды и газа. При этом налоговая нагрузка должна выровняться, не ухудшая положение добывающих компаний.

Весьма странным выглядит намерение запретить включать в затраты при налогообложении убытки от курсовых разниц. Эта мера может существенно увеличить облагамую базу, что станет сильным ударом по компаниям, имеющим кредиторскую задолженность в валюте, в том числе – получающим займы за рубежом. При ослаблении гривны образуются огромные суммы отрицательных курсовых разниц, которые придется списывать за свой счет.

Разумеется, эти меры не понравятся всем бизнесменам, привыкшим весьма вольно относиться к своим обязанностям налогоплательщиков. Отчасти примирить их с таким «закручиванием гаек» должны другие меры.

В общей части украинского НК обещается устранить нестыковки, ошибки и неясности. Кроме того, предлагается привлекать налогоплательщика к ответственности за уклонение от налогообложения только при наличии вины, а долю досудебного урегулирования споров довести до 75%. Появится апелляционный совет, который будет играть роль «квази-арбитра», рассматривая жалобы на решения ГНС. Одновременно будет введена ответственность государства перед налогоплательщиком: в виде штрафов за действия госорганов.

Все это должно поднять jУкраину в рейтинге Doing Business по показателю "Налогообложение" с нынешнего 54 на 25 место в 2024 году.

Предложенные законопроекты уже вызвали резкую критику делового сообщества. Но реформаторы намерены их принять, уверяя, что «благодарны за критику и готовы учесть все обоснованные замечания»

Одна из главных задач – реформирование налоговых и таможенных служб на основе централизации и повышения эффективнее административных процессов. Налоговую милицию и подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями Службы безопасности и МВД должно заменить Бюро финансовых расследований.

Важное место в налоговой реформе отводится совершенствованию электронного администрирования акцизов на топливо. Планируется обложить транснациональные корпорации, предоставляющие услуги в Украине через Интернет «налогом на Google» (который уже 2 года действует в Беларуси). Предполагается разобраться со «спящими» предпринимателями-физлицами и, одновременно, значительно уменьшить штрафы за неоформление трудовых отношений.

Киевские власти обещают еще до конца этого года с помощью электронных акцизных марок упразднить нелегальный рынок алкоголя и табака и зерна – путем введения электронных накладных, вывести из тени игорный бизнес, отменить коррупционные льготы.

В Украине уже декриминализировали ст. 205 УК Украины (фиктивное предпринимательство) и втрое увеличили сумму для привлечения к ответственности по ст. 212 УК (уклонение от налогообложения).

На втором этапе с 2021 года должна состояться малая налоговая реформа, посвященная изменениям материально-правовой части налогового права. Ее основа: реформирование налогообложения доходов физических и юридических лиц. Эта реформа включает: налоговую амнистию капиталов, унификацию единого социального взноса и подоходного налога, значительное расширение налоговых вычетов. Последний шаг – всеобщее посемейное декларирование, как альтернатива индивидуальному.

Также планируется существенно изменить рентные платежи экологический и местные налоги по образцу лучших мировых практик, привести НДС в соответствие с директивами Евросоюза.

Одновременно украинские власти собираются принять пакет нормативных актов по регулированию финансовых рынков: законы о деривативах и финансовых услугах, поправки в правила финансового мониторинга, и небанковской финансовой деятельности.

В целом украинские реформаторы ставят перед собой задачу радикально усовершенствовать налоговое и таможенное администрирование, усилить защиту прав налогоплательщика и прозрачность процедур, а также ответственность налоговых органов. При этом авторы реформ уверяют, что намерены избежать радикализма, популизма и необоснованных экспериментов, а также решения проблем одних групп за счет других.

Пожелаем им удачи. Ведь возможности ошибаться или экспериментировать у Киева практически нет.

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page