
Как бы ни ложились «дорожные карты», белорусские власти постараются оберечь от ущерба стратегические интересы страны. Или тех, кто считает таковыми собственные интересы. Например, в столь важной сфере, как сигаретный бизнес.
На совещании у президента 10 декабря обсуждались вопросы повышения эффективности работы табачной отрасли. Ключевой вопрос: как не допустить серьезного роста цен на табачную продукцию в случае унификации налогового законодательства с Россией.
У наших соседей цены на сигареты значительно выше, чем в Беларуси. А потому, если «вдруг унификация» налогового законодательства, серьезно вырастут цены на табачные изделия. А для граждан Беларуси это, по словам президента «недопустимо».
Интересно, что помянутому «вдруг» уже без малого 5 лет. Обязательства по гармонизации акцизной политики в государствах — членах ЕАЭС и требования Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака обязывают Беларусь поэтапно повышать ставки акцизов на табачные изделия.
Сам-то президент Беларуси не курит и «курцов не поддерживает». Но надо уважить и «человека, который берет сигарету, покупает за приличные деньги и гробит свое здоровье». Не отказываться же от денег, особенно, приличных, которые сами плывут в бюджетные и не только карманы. А потому вопрос ценообразования на столь чувствительные товары, как сигареты, для белорусских властей очень важен. Впрочем, в его решении «шараханий» хватало.
Так, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. ставки акцизов на сигареты резко выросли – в среднем на 68%. Это не лучшим образом отразилось на рынке, где и без того проблем хватало. В 2015 г. падения объемов реализации табачных изделий привело к сокращению поступления акцизов. Но затем ситуация улучшилась. В 2016 г. ставки безболезненно были увеличены в среднем на 6 – 26% (в зависимости от ценового сегмента сигарет), причем доля акцизов на табачные изделия даже выросли. В следующем, 2017 г. рост поступления акцизов на 2,7% был обусловлен увеличением объемов производства в 1,3 раза. При этом повысился спрос на сигареты 1-й ценовой категории. В результате изменилась структура производства и реализации: выросла доля сигарет, облагаемых по более низкой ставке акцизов по сравнению с табачными изделиями 2 и 3 ценовой групп. В 2018 г. ставки в среднем выросли на 15 %. Кстати, очередной увеличение акцизов на сигареты предусмотрено и в законе о бюджете на 2020 год.
В придачу, в этом году странам ЕАЭС после долгих споров удалось договориться о гармонизации ставок акцизов на сигареты. Предусматривается их сближение с 2024 года до 35 евро за 1000 штук – поэтапно, в течение 5 лет. Дистанция неравная: в России ставка уже давно составляет порядка 35 евро, а у нас на момент начала переговоров в 4 раза меньше, а сейчас – от 9 до 25 евро). Впрочем, соглашение допускает отклонения от 35 евро на +-/ 20%. Так что у Беларуси есть шансы сохранить неплохой разрыв в ценах на сигареты с Россией, формально не нарушая ни соглашение, ни ст. 71 договора ЕАЭС
К сожалению, в официальном пресс-релизе об итогах совещания не упомянуты результаты обсуждения вопросов производства и реализации табачных изделий. Дело в том, что в республике «в свое время» не только перестроили этот рынок, но и засекретили объемы производства, реализации табачных изделий и их экспорта (код ТН ВЭД 2402). Эти данные волшебным образом исчезли из имеющихся в свободном доступе бюллетеней и сборников Белстата, хотя до 2016 года их преспокойно публиковали.

Теперь оценивать развитие табачной отрасли можно лишь по косвенным признакам. Например, по динамике поступления в бюджет страны акцизов на сигареты. Так, по данным МНС в 2013-2015 гг. удельный вес акцизов к ВВП составлял 0,5%, в 2016-2017 гг. – 0,6%, а в 2018-м – уже 0,71%, а их доля в общей сумме собираемых акцизов за 6 лет выросла с 17,5 до 32,9%. В прошлом году их сумма достигла 863,4 млн. рублей – на 22% больше, чем в 2017-м, причем не только за счет повышения ставок, но и роста объемов производства табачных изделий на 34,8% и реализации на внутренний рынок на 31,7%. Всего же в 2018 г. производители сигарет заплатили 1231,9 млн. – 5,1% всех налоговых поступлений в стране и почти 1/4 налогов обрабатывающей промышленности.

Совершенно случайно, почти одновременно с засекречиванием данных о деятельности табачной отрасли в Беларуси за рубежом стали все громче жаловаться на поток контрабандных белорусских сигарет. К примеру, по данным таможенных органов Литвы ЕС из-за нелегальных поставок их Беларуси и Украины ежегодно теряют до 10 млрд. евро. При этом никакие меры Еврокомиссии не помогают. Прошлогоднее решение А.Лукашенко увеличить мощности Гродненской табачной фабрики и назначение единственным оператором по продаже ее продукции компании «Энерго-Ойл» в ЕС восприняли весьма настороженно. Там заподозрили, что в результате проблема белорусской табачной контрабанды еще более возрастет.
Российские эксперты считают, что также признают, что благодаря низким акцизам белорусские сигареты поставляются в Россию и Европу по самым конкурентным ценам, причем значительная их часть – нелегально. По оценкам компании Nielsen и Kantar TNS доля контрафакта и контрабанды на табачном рынке РФ выросла с 4,5% в 2017 г. до 8,4% в 2018-м. Основная причина – растущий приток более дешевых сигарет из стран ЕАЭС. При этом почти треть всех нелегальных сигарет в РФ — белорусского производства, а ущерб ежегодно наносимый их продажей российской экономике составляет около $ 300 млн. Поэтому в Москве так настаивают на гармонизации ставок акцизов на сигареты в ЕАЭС, а по сути, выравнивания их с российскими. В свою очередь, в Минске не рвутся сокращать почти 2-кратный разрыв в стоимости сигарет, обеспечивающий существенные преимущества на рынке, и соответствующие доходы. При этом российские специалисты, не сомневаются, что речь идет не только о белорусском бюджете. Размер контрабанды свидетельствует о наличии хорошей организации и высоких покровителей, намекают российские СМИ. А акцизная политика и закрытость информации о производстве и реализации сигарет лишь усугубляют подозрения.
Между тем, курение ежегодно убивает в мире около 5 млн. человек, в том числе, по расчетам нашего Минзрава, – 15,5 тысяч белорусов, отнимая в среднем по 18 лет жизни. Но что с ними, "идиотами" поделаешь: их же никто в "табакерки" силой не гонит. Жили бы подольше, акцизов больше казне обеспечили...