top of page

Страховка в затратах и во времени


Все надо делать вовремя. В том числе запрещать и разрешать. А то иной раз дадут какую-нибудь поблажку задним числом, думают порадовать публику. Но облагодетельствованные не шибко ликуют. Потому как от такой либерализации хлопот не оберешься.

К примеру, решило начальство позволить включать в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, страхование имущества, сданного в аренду. Разрешить это следовало давно. Как-никак, компании, в т.ч. лизинговые несут определенные риски, сдавая в аренду здания, автомобили и прочее имущества Казалось бы, чего тут государству вмешиваться – дело хозяйское. Но не тут то было.

Страхование имущества юридического лица в Беларуси относится к добровольным видам страхования (абз. 5 подп. 4.2.2 п. 4 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 25.08.2006 № 530). А при налогообложении такие страховые взносы учитываются только по перечню видов добровольного страхования и порядку, определяемым Президентом Республики Беларусь, и страховых взносов, предусмотренных законодательством (в том числе иностранных государств), являющихся условием осуществления деятельности организациями, уплатившими эти взносы (подп. 1.17 п. 1 ст. 173 НК).

Вот и было установлено, что страховые взносы по страхованию имущества юридического лица, участвующего в процессе производства и реализации продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) включаются организациями-страхователями в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении (подп. 1.2 п. 1 Указа от 19.05.2008 № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)»).

Между тем, в статье 577 ГК аренда определяется как предоставление арендодателем арендатору имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Заметим, о предоставлении именно имущества, а не имущественных прав. Ни о каких-либо услугах речь тоже не идет.

В свою очередь статья 128 ГК упоминает имущественные права среди объектов гражданских прав, но не расшифровывает это понятие и не дает их перечень. исходя из норм ГК и НК, можно сказать, что под имущественными правами понимаются:

доли (в т.ч. оформленные акциями), паи;

право требования долга (цессия);

участие в долевом строительстве;

права на объекты интеллектуальной собственности, в т.ч. на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг;

права, связанные с правом заключения договора.

Последнее означает не само заключение договора, а лишь право на его заключение. Вероятно, поэтому государство отдельно дерет деньги за право заключения договора аренды земельных участков, а потом – арендную плату. Но это так, к слову.

Только в ст. 627 ГК в рамах договора аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование все имущество, а также, передать, среди прочего, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и оборудованием, иные имущественные права, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие юридическое лицо, его товары (работы, услуги), и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию.

Ключевой момент в том, что имущественные права – это не имущество в материальном его выражении, а юридически зафиксированные права владеть, пользоваться и распоряжаться чем-либо. Поэтому передача имущества в аренду не относится к реализации имущественных прав, и, тем более, не работы и услуги.

Отсюда целый шлейф разнообразных бухгалтерских и налоговых последствий. В частности, становится понятным, почему в Налоговом кодексе так категорически выручка и затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, отделены от доходов и расходов, связанных со сдачей имущества в аренду, которые относятся к внереализационным доходам и расходам (подп. 3.18 ст. 174 и подп. 3.19 ст. 175 НК).

С точки зрения бухучета все иначе. Приоритет содержания над формой позволяет игнорировать правовые нюансы. Для составления отчетности достаточно знать, надо ли относить доходы и расходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) имущества к текущей деятельности или к инвестиционной (п. 13 и 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102).

Такие расхождения бухгалтерского и налогового учета создают определенные затруднения при составлении налоговой декларации по налогу на прибыль. Это порой очень раздражает бухгалтеров, особенно лизинговых компаний. Но такова специфика налогового законодательства. Оно лежит на стыке между гражданским правом и бухгалтерскими стандартами. А потому законодатель использует то одно, то другое при формировании правил налогообложения, причем зачастую самым неудобным для налогоплательщика образом.

Вот потому-то и получилось, что страховка имущества юрлиц включается в затраты, учитываемые при налогообложении, только если это имущество используется для производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. А насчет страховки имущества, сданного в аренду (что не является ни услугой, ни работой, ни реализацией имущественных прав), в НК и указе № 280 ничего не говорилось. До недавних пор.

До тех самых, пока подп.1.2 Указа № 280 не был изменен подпунктом 13 Указа от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении». Теперь в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, включаются страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, участвующего в процессе производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также имущества, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг).

Сам указ № 503 был опубликован лишь 11 января тг. Но интересующие нас изменения по страховкам распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г. (абз. 4 п. 16 Указа № 503). Следовательно, белорусские организации вправе учесть страховые взносы при налогообложении прибыли за весь прошлый год.

Для этого надо лишь внести соответствующие корректировки и внести их в итоговую уточненную декларацию по налогу на прибыль. А вот те, кто поторопился учесть расходы по добровольному страхованию имущества в затратах, учитываемых при налогообложении, еще в прошлом году, явно поторопились.

Сложилась забавная ситуация. С одной стороны, на момент совершения данных хозяйственных операций включение страховки сданного в аренду имущества в затраты, учитываемые при налогообложении, было неправомерным. Так что можно и на санкции за занижение налогооблагаемой базы нарваться. С другой стороны, с учетом норм п.13 Указа № 503, организация вправе включить указанные страховые взносы в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в течение всего 2019 г.

Возможно, в столь двусмысленной ситуации налоговики не сочтут нужным применять санкции. Проигнорируют такой казус вообще или ограничатся замечанием. Но могут и не помиловать, если настроение будет подходящим…

1 Comment


auditis
Jan 24, 2020

материал интересный... как всегда у нас косяк на косяк

Like
Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page