
Итак, граждане, мы почти приехали в Союзное государство. Приготовьте вещи для досмотра, заполните декларации и учите налоговую матчасть. Разумеется, российскую.
Учить придется за свои. Потому как претензии Беларуси на компенсацию потерь от "налогового маневра" в российском нефтяном секторе ограничивают суверенное право РФ на проведение внутренней политики и не соответствуют принципам договора о Евразийском экономическом союзе. Так ответил Минфин России на предложения МИД Беларуси о включении в повестку очередного заседания Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства вопроса о компенсации потерь и совершенствовании ценообразования на поставляемую в Беларусь российскую нефть. Письмо с таким ответом за подписью замминистра финансов РФ Сергея Сторчака попало в лапы "Интерфакса", который и порадовал общественность сенсационной вестью.
Собственно, обсуждать россияне вообще ничего не собираются: минфин РФ считает включение такого вопроса в повестку заседания группы нецелесообразным.
Далее в письме россияне откровенно издеваются. Они напоминают, что при заключении договора о Евразийском экономическом союзе стороны договорились руководствоваться принципом суверенного равенства государств. Вот, изменение налогового режима внутри страны и есть суверенное право РФ, в рамках которого не нарушаются положения международных соглашений. А попытки Беларуси получить компенсацию ей потерь в связи с изменениями российского законодательства ограничивают суверенное право РФ на проведение независимой и самостоятельной внутренней политики и не соответствуют принципам договора.
Натурально, покушения на свой суверенитет Москва допустить не может, слезам Минска, оказавшегося перед огромной дырой в бюджете, не верит. А потому бьет с носка, согласно старой присказке.
Фига с компенсацией демонстрируется не случайно. Этот болезненный для белорусского правительства вопрос Минфин РФ предлагается решать в рамках реализации "дорожной карты" по унификации, гармонизации и сближению налогового законодательства двух стран.
Оказывается, проект этой карты уже разработан и предусматривает мероприятия, итогом которых должно стать подписание ряда межправительственных соглашений о применении на территории Беларуси норм Налогового кодекса РФ в отношении всех налогов и сборов, а также налогового администрирования. Ну разве что за исключением единичных изъятий, связанных с особенностями белорусской экономики.
Что это за «изъятия», публике остается лишь гадать. Может москвичи смилостивятся и оставят нам особые налоговые режимы ПВТ и китайского парка «Великий камень», преференции Оршанского района, СЭЗ и торговли в сельской местности. Или сами выберут, какие "изьятия" нам оставить от своих щедрот. А может, предложат выбрать столько «единичных исключений», сколько наши переговорщики смогут перечисли ть, пока их московский визави выпьет ковш кваса. Самый пикантный вопрос – сохранятся ли индивидуальные льготы, предусмотренные многочисленными декретами-указами, и будет ли возможность раздавать их впредь. Шансов власть поторговаться, по-видимому, не предвидится. А были такие хорошие предложения.
В результате бизнес обеих стран окажется в равных налоговых условиях, уверяет Минфин РФ. Не окажется ли при этом кое-кто равнее прочих – вопрос риторический, на который в грядущем будут искать досужие оруэллы. Потому как состязаться в равных налоговых условиях придется по уровню технологий и корпоративного управления, финансовых возможностей и доступности кредитов, условий госзакупок и доступности рынков, цен на энергоносители и логистических схем.
Ранее я уже писал, что в российском НК есть немало полезных норм, которые вполне могли бы понравиться белорусскому бизнесу. Но и у нас есть домашние заготовки, с которыми жаль расставаться. Впрочем, дело не только в технических аспектах, а в принципиальных различиях налоговых систем, обусловленных спецификой экономик, бюджетов и финансовых возможностей обеих стран. Не надо обольщаться, что если в РФ налоговая нагрузка чуть пониже, то и нас ждет такое же счастье. В отличие от союзника, у нас нет нефтегазовых доходов, формирующих значительную часть российской казны. Так что латать бюджетные дырки придется, скорее всего, самым жестоким образом.