УДАРИМ ПО ЭПИДЕМИИ АМОРТИЗАЦИЕЙ
- Леонид Фридкин
- 16 апр. 2020 г.
- 4 мин. чтения

За неимением лишних денег в бюджете, власти помогают бизнесу чем могут – в немонетарной форме. Так, постановлением от 15.04.2020 № 229» Совет Министров разрешил организациям и индивидуальным предпринимателям не начислять амортизацию с 1 января по 31 декабря 2020 г. по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности.
Решение не начислять амортизацию можно принимать самостоятельно. Только госпредприятиям придется в 3-дневный срок уведомить вышестоящие ведомства – министерства, концерны или исполкомы.
Поскольку постановление распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2020 г., можно убрать из затрат амортизацию за 3 месяца – как раз успеваем к составлению налоговых деклараций за 1-й квартал.
Наше правительство "хватается" за амортизацию при каждом кризисе. Не начислять амортизацию позволялось еще в 2009 г. постановлением Совмина от 18.03.2009 № 327, затем в 2010-м — постановлением от 03.05.2010 № 662 (тогда только для организаций, осуществляющих инвестиции в основной капитал в соответствии с утвержденными бизнес-планами инвестпроектов), в 2015-м – постановлением № 102, в 2017-м – постановлением № 84, в 2018-2019 гг. – постановлением № 802.
Ве это объяснялось столько раз, что пора было бы уже всем понять. Объяснялось здесь, здесь, здесь и здесь. А может быть еще где-то. Всех не упомнить.
То есть из 10 лет на протяжении 5 лет начисление амортизации откладывалось на светлое бескризисное будущее. Которое никак не наступает. Тем не менее, чиновники твердо верят, что таким образом можно чем-то помочь бизнесу.
На самом деле, это не поможет никому.
Во-первых, это бухгалтерски безграмотно. Амортизация представляет собой механизм возмещения затрат организации на приобретение (в т.ч. путем создания) основных средств и нематериальных активов. В соответствии с базовыми принципами бухучета амортизация начисляется в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ней доходы. Иными словами, амортизация должна начисляться все время, пока амортизируемые активы имеются и работают.
Такой подход принят в МСФО, правилах бухучета всех стран мира, включая Беларусь. Но только у нас при каждом шухере нарушают элементарные правила. Начисление амортизации приостанавливается только если объекты основных средств по тем или иным причинам вообще не используются. Это объективная реальность, которую не меняют никакие постановления и формулировка п. 36 Инструкции № 37/18/6 «амортизация может не начисляться в случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями правительства».
Во-вторых, это бесполезно.
Помнится, 10 лет назад в комментарии к постановлению № 327 утверждалось, что неначисление амортизации позволит временно сократить затраты, улучшить конкурентоспособность и финансовые показатели. Заманчивая цель, а главное – достигается единым росчерком руководящего пера без малейших издержек и усилий. Однако, ни 10, ни 5, ни 2 года назад манипуляции с амортизацией, хоть она и занимает 5-6% себестоимости, не улучшали всерьез финансовые результаты предприятий. В дальнейшем недоначисленная амортизация «размазывается» тонким слоем на несколько лет, и по совокупности ничего не изменится.

К тому же, как ни сокращай или «растягивай» немонетарные статьи затрат на будущие периоды, денег у предприятия больше не становится. Ведь часть из них уже потрачена на активы, которые следовало амортизировать. Так что липовое увеличение прибыли или столь же липовое уменьшение убытков на сумму игнорируемой амортизации платежеспособности никому не добавит и от фактического банкротства не спасет.
В-третьих, это невыгодно.
Если компания прибыльная, то отказ от амортизации увеличивает в текущем периоде облагаемую базу по налогу на прибыль. А заодно – облагаемую базу по налогу на недвижимость. То есть «экономя» уже потраченные деньги, предприятия будут терять деньги имеющиеся, увеличивая сами себе налоговые изъятия. А тем, кому сейчас ограничивают предельный уровень рентабельности, придется и цены снизить. Ведь себестоимость-то на бумаге уменьшится на сумму неначисляемой амортизации. То есть, авторы «амортизационных» постановлений предлагают бизнесу самому отказаться от части выручки – своего единственного реального источника финансирования.
В-четвертых, это просто смешно.
Согласно постановлению нормативные сроки службы и сроки полезного использования активов продлеваются на срок, в котором начисление амортизации не производилось. Но в реальности-то актив продолжает использоваться, изнашиваться, морально и физически стареть. Так что реально имущество пора будет выбрасывать, а мы будем носиться с недоначисленной амортизацией как с писаной торбой.
Сколько можно заниматься очернительством, – воскликнет какой-нибудь розовоочковый лоялист. – Неужто от такого замечательного постановления кроме вреда никому никакой пользы?
Есть, уважаемый, как не быть. Во-первых, отечественная бюрократия сможет отрапортовать urbi et orbi о стабилизации темпов роста спада финансовых показателей. Во-вторых, руководители некоторых предприятий без малейших усилий немного улучшат свои KPI, в которых прибыль – ключевой показатель эффективности. Стало быть, кое-кто получит конкретные премии за фиктивное улучшение. Ведь у нас тут не бездуховная Америка, где за намеренное искажение финансовой отчетности и попытки приукрасить показатели компаний с целью введения в заблуждение частных собственников карают почти как за преднамеренное убийство.
Забавно, что в нашем Уголовном кодексе зачем-то существуют статьи 237 и 239 чем-то грозящие за представление в целях получения кредита, льготных условий кредитования или субсидии заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения средств, а также за сокрытие устойчивой неплатежеспособности путем искажения бухгалтерской отчетности. Кстати, в КОАП даже планируется считать грубым нарушением в сфере бухучета искажение любой статьи отчетности более чем на 10%.
Ну зачем, скажите на милость, такие строгости, если правительство собственноручно дарует субъектам хозяйствования право искажать эту самую отчетность? И, в придачу, любезно подсказывает, как это делать.
Не помню уже в который раз, повторю. С помощью узаконенных бухгалтерских манипуляций можно обманывать только самих себя. Иностранным инвесторам (если таковые объявятся) придется предъявлять отчетность по МСФО, в которой начислят амортизацию как полагается по IAS 16 за все прошлые годы. Местные банки тоже в курсе, какое фуфло им могут подсунуть, а потому смотрит не столько баланс, сколько залог. Тем не менее, найдутся любители изымать на годик-другой-третий одну из статей затрат, делать вид, что финансовые результаты и что-то еще чуть-чуть улучшились, а потому нет повода для «необоснованного роста цен», а для премирования, наоборот основания имеются.
Можно даже поболтать на самоизоляционном досуге о корпоративном управлении, международных стандартах финотчетности и аудита, привлечении инвестиций и тп. И, конечно, о важных и нужных мерах по преодолению негативных последствий сложившейся эпидемиологической ситуации в мире. А потому в ближайшие годы начальники, выходя на трибуны, всякий раз будут напоминать бизнесу, как его облагодетельствовало государство своей мудрой амортизационной политикий.
Естественно, предпринимательская публика цену этому благодеянию давно и точно знает. Но благоразумно придержит свои знания и эмоции при себе.
Так точно, гражданин начальник, при таких мерах нам никакой вирус не страшен…
Комментарии