top of page

ЧЕРНЫЕ СПИСКИ ЕВРОПЕЙСКИХ ШТРАФНИКОВ


Совет Европы 18 февраля 2020 года пересмотрел «чёрный список» юрисдикций, не сотрудничающих по вопросам борьбы с уклонением от налогов. По результатам мониторинга и оценки налоговых законодательств 70 стран, не входящих в Евросоюз, в список добавлены 4 государства.

Впервые «чёрный список» ЕС появился в декабре 2017 г., после скандалов с «райскими» и «панамскими» бумагами. Первоначально в него вошли 17 стран, которые по мнению ЕС не соблюдают международные стандарты налогового управления, и ведут агрессивную налоговую политику. Кроме того, был составлен «серый список» из 47 стран, обещавших реформировать свое законодательство, чтобы соответствовать европейским критериям уровня «прозрачности» налоговой политики юрисдикций, налоговых ставок и стимулов.

При составлении таких списков ЕС обращает особое внимание на юрисдикции, где существует низкое или нулевое налогообложение, в которые транснациональные компании переводят свои международные доходы, чтобы избежать высоких налоговых ставок в своих странах.

В 2018 г. многие государства проводили переговоры с ЕС и реформировали национальные законодательства под стандарты ЕС. В результате в конце 2019 года, после пересмотра состояния мер борьбы с уклонением от уплаты налогов, список несотрудничающих юрисдикций сократился до 8 (Американское Самоа, Фиджи, Гуам, Оман,Самоа, Тринидад и Тобаго, Виргинские острова (США), Вануату).

Те государства, которые в течение 2019 года были удалены и «чёрного списка», обязаны были исправить положение в налоговом праве к концу 2019 года.

В обновленный «чёрный список» были включены Каймановы и Сейшельские острова, Панама и Палау. По мнению Еврокомиссии эти страны не провели качественные налоговые реформы в отведенные ранее сроки.

Таким образом, сейчас в «чёрный список» ЕС входят 12 юрисдикций. Как заявляют европейские чиновники, включение страны в «чёрный список» влияет на международную репутацию, находящихся в нём стран. Также это сигнал общественности, который указывает на проблемы в управлении государственной налоговой политикой.

Однако у общественности вызывает серьезные сомнения объективность авторов списков.

Например, законодательное Собрание Каймановых островов в конце января 2020 года, вследствие выполнения требований ЕС, приняло новый Закон «О частных фондах» и ряд поправок к Закону «О взаимных фондах». Изменения в этих законах ужесточили правила регистрации фондов, а также усилили надзорные функции контролирующих органов над фондами. Однако в ЕС признали реформы «недостаточными» и не решающими в полной мере проблемы с транснациональными компаниями, получающими налоговые льготы на Кайманах, без надлежащего присутствия в юрисдикции.

Между тем правительство Каймановых островов заявило, что выполнило реформы нормативно-правовой базы, согласно европейским стандартам. Такой же точки зрения придерживается и ряд независимых экспертов. Некоторые из них полагают, что внесение в «чёрный список» Каймановых островов – это явный признак давления на Великобританию в связи с ее выходом из ЕС. Однако официальный Лондон заявил, что Каймановы острова – это самоуправляемое автономное государство, которое должно сотрудничать с ЕС и решать возникающие вопросы.

Включение заморских британских территорий в «чёрный список», являющихся крупными финансовыми центрами, эксперты называют попыткой ЕС ограничить движение британских капиталов на международном рынке. Страны-члены ЕС не подвергаются строгой проверке в процессе составления «чёрного списка», и в итоге не попадают в него.

Это мнение по сути подтвердил немецкий депутат Маркус Фербер, заявивший, что внесение Кайман в «чёрный список» должно послужить предупреждением для Великобритании за Brexit. Между тем, некоторые налоговые консультанты уверяют, что законодательство Каймановых островов по вопросам обмена налоговой информацией, намного лучше, чем в самой Великобритании.

Подобные решения наводят на мысль, что «чёрный список» похож на очередную уловку, чтобы создать в Европе альтернативные финансовые центры, например, в Люксембурге, который играет все более важную роль на мировых финансовых рынках.

Панама была занесена в «черный список» ЕС так как до этого она была определена Глобальной Группой FATF в свой «чёрный список» за несоответствие мер в борьбе с отмыванием денег. Совет Европы указал на недостатки Панамы в вопросах обмена налоговой информацией. Однако власти Панамы категорически заявляют, что страна не является оффшором и местом для уклонения от уплаты налогов для иностранных компаний. При этом Панама утверждает, что ЕС накануне объявления своего «чёрного списка», не проводил никаких технических оценок в Панаме, а лишь автоматически руководствовался тем, что страна находится в чёрных списках FATF и ОЭСР.

Остров Палау, который расположен в Тихом океане, был добавлен в европейский список из-за недостатков в обмене налоговой информацией, а Сейшельские Острова –возвращены в черный список, потому что не провели серию реформ, и не изменили в назначенный срок свою налоговую политику, продолжая демонстрировать «вредный льготный налоговый режим».

Включение в «черный список» не означает каких-либо санкций, кроме тех, которые предусмотрены, запрещая транзит денежных фондов организациям, созданным на этих территориях.

В «чёрном списке» Евросоюза могла оказаться и Турция, которая до конца 2019 года не смогла выполнить свои обязанности по обеспечению автоматического обмена налоговой информацией со странами ЕС. Однако Турцияи ЕС достигли соглашения об отсрочке для приведения в порядок стандартов налоговой прозрачности, и принятия соответствующих законов.

Это решение принято несмотря на протесты Кипра с которым Турция не делится налоговыми данными, как, впрочем, и с Германией, Австрией, Бельгией, Нидерландами, Франциейи многими другими странами ЕС.

Тем не менее, было принято политическое решение о предоставлении отсрочки для Турции. Свою роль в этом сыграла ситуация на Ближнем Востоке и роль Турции в в вопросах сдерживания наплыва миграции из стран Азии.

В то же время Багамские, Бермудские и Британские Виргинские острова были исключены из контрольного «серого» списка Европейского Союза после того, как они были сочтены полностью соответствующими налоговым стандартам блока. Также из списка «серых юрисдикций» исключены Армения, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз и Кюрасао, Вьетнам, Острова Кука, Науру, Сент-Китс и Невис, Черногория;

Совет Европы будет регулярно пересматривать и обновлять «чёрный список», в зависимости от установленных сроков по обязательствам юрисдикций. Тем временем страны ЕС должны принять надлежащие меры защиты в отношении стран из «чёрного списка. Ближайший обзор эффективности применяемых санкций, введённых против юрисдикций «чёрного списка», намечен Советом Европы на конец декабря 2021 года.

Ряд стран ЕС составляет свои «черные списки». Например, Франция в январе тг. оставила в нем 13 юрисдикций (Вануату, Ангилья, Фиджи, Гуам, Тобаго, Американские и Британские Виргинские острова, Американское Самоа, Самоа, Панама, Оман. Багамские и Сейшельские острова). В «черном списке» Нидерландов – 14 стран, в т.ч. Джерси, Ангилья, Гернси, Багамы, Вануату, Барбадос, Туркменистан, ОАЭ, Бахрейн, Остров Мэн, Теркс и Кайкос, Бермуды, Каймановы острова. Этот список играет роль при разработке правил и их применения для регулирования деятельности контролируемых иностранных компаний, выдачи рулингов по обновленным правилам, а также при условном применении налогов у источника при выплате роялти и процентов с 1 января 2021 г.


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page