top of page

Тест Баффета для белорусской экономики


О стремлении радикально улучшить инвестиционный климат в Беларуси говорят давно и много. Более того, периодически делаются кое-какие важные шаги к этой заветной цели. Но каждый из них оказывается лишь стартом для следующего -- еще более длинного. Между тем, стремясь получить финансовые ресурсы по сходной цене, желательно понять, каковы интересы и потребности тех, чьи деньги мы хотим привлечь.

Яркий пример таких предпочтений дает Уоррен Баффет -- американский бизнесмен, один из богатейших людей планеты. Он сформулировал 11 вопросов, на основании которых делается вывод о том, являются ли вложения в конкретное предприятие выгодными и надежными. Ведь риски, возвратность и доходность инвестиций в акции совсем иные, чем при кредитовании.

Итак, спрашивается:

1. Достаточно ли информации о бизнесе компаний?

Не всегда. Для полноценного анализа зарубежным инвесторам, как правило; необходима годовая и квартальная отчетность по МСФО, которую можно найти в свободном доступе. Но если белорусские банки с 2008 г. обязаны готовить такую отчетность, а на их сайтах она, как правило, размещена, то остальные в лучшем случае ограничиваются предписанной Законом «О хозяйственных обществах» публикацией своей отчетности по белорусским правилам в СМИ. Если же предприятие не является открытым акционерным обществом, то найти информацию и вовсе проблемно. Некоторые предприятия периодически информируют общественность о своих планах и итогах. Другие считают это тайной, не подлежащей разглашению.

2. Как компания проявила себя за последние годы?

Объем ВВП в целом по экономике и выручки по отраслям в последнее время растет. Однако растет и размер просроченной задолженности, не снижаются остатки нереализованной продукции на складах. Впрочем, это не худшие показатели в сотрясаемом финансовым кризисом мире. Будем надеяться, что на 4 - 4,5 балла мы вправе претендовать.

3. Есть ли долгосрочные перспективы?

Быстрорастущая экономика дает основание говорить о хороших перспективах, особенно, если все принятые в последние годы программы будут реализованы в установленные сроки. Правительство активно работает по всем направлениям улучшения инвестиционного климата: от совершенствования регистрационных процедур и налоговой системы до отмены «золотой акции» и моратория на свободное обращение акций обыкновенных. Так что, если не обращать внимания на мнение МВФ и прочих пессимистов, то можно рассчитывать на светлое экономическое будущее.

4. Действуют ли менеджеры компании рационально?

Стараются по мере сил. Правда, портят картину сводки с коррупционного фронта, где то и дело сажают того или иного директора, перепутавшего личный карман со служебным. Впрочем, законопослушность руководства предприятия для его собственников еще не все. А если исходить из того, что в рыночной экономике целью менеджмента компании является максимизация ее акционерной стоимости в долгосрочном периоде, то многих директоров таким аршином не измеришь.

5. Открыты ли менеджеры?

В этой номинации трудно надеяться на высокий балл. Правда, п.17 главы 7 Свода правил корпоративного управления рекомендует раскрывать информацию о членах совета директоров (наблюдательного совета) и прочих руководителей, включая размер вознаграждения и критерии его определения. Но пока не заметно, чтобы кто-либо из белорусских предприятий этим нормам следовал. Между тем этого требуют мировые стандарты корпоративного управления и раскрытия информации, включая рекомендации ОЭСР, Директивы ЕС 2004/109/ЕС “О прозрачности” и условия листинга на большинстве фондовых бирж мира. Однако, с другой стороны, если иностранный инвестор узнает, сколько получают наши топ-менеджеры, они, пожалуй, не поверят, что за такие деньги кто-то работает добросовестно.

6. Ставят ли менеджеры интересы акционеров выше своих?

Динамичные темпы развития экономики могут обеспечить соответствующий рост стоимости активов. Но предприятия пока больше стремятся выживать и развиваться, чем выплачивать дивиденды. К тому же при неразвитом фондовом рынке и ограничениях на свободное обращение акций миноритариям редко удается зарабатывать на росте курсовой стоимости. Поэтому для дирекции не столь уж важно мнение акционеров. Если только это не само государство.

7. Насколько рентабельна компания?

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг за 2007 г. составила 12%, а продаж -- 7 %. В 2006 г. эти показатели были выше -- 13,2% и 7,8% соответственно. Впрочем, разброс по отраслям и отдельным предприятиям здесь тоже довольно велик. Ведь 57,4% прибыльных предприятий имели рентабельность менее 10%. А с учетом инфляции и особенностей признания доходов и расходов эти показатели могут быть существенно ниже.

8. Достаточен ли свободный денежный поток для акционеров?

По данным Нацбанка объем процентов и дивидендов, выплаченных белорусскими предприятиями нерезидентам, в 2007 г. возрос в 1,94 раза и достиг 676,2 млн. USD, в т.ч. 434,8 -- от прямых и 4 млн.USD -- от портфельных инвестиций. Однако у разных компаний ответ на вопрос № 8 будет разным -- в зависимости от того, какой суммарный денежный поток на инвестированный капитал может продемонстрировать каждая из них. Если отдельные банки уже сообщили о дивидендах, направив на них до 15 - 18 % чистой прибыли, то многие предприятия все средства стремятся оставить на свое развитие. К тому же, после того, как государство получит свою долю в соответствии с Указом от 28.12.2005 № 637, прочим акционерам остаток может показаться маловат.

9. Какова отдача на вложенный капитал?

Эффективность вложений акционеров отражает чистая рентабельность собственного капитала ROE. Показатель этот по разным предприятиям тоже варьируется весьма сильно. В целом по стране чистая прибыль составила 9,1 трлн. Br, что на 15,2% больше, чем за 2006 г., а инвестиции в основной капитал -- 16,3 трлн.Br (на 11,6% больше чем годом ранее). Растем...

10. Есть ли у компании явные конкурентные преимущества?

Славная история, известный на постсоветском пространстве и иногда за его пределами брэнд, выгодное географическое положение, политическая стабильность, квалифицированные кадры, уникальные технологии -- выбирайте на вкус. Но нашим предприятиям приходится выживать в условиях все более жесткой конкурентной борьбы как на внешних, так и на внутреннем рынках. Причем даже поддержка государства не всегда гарантирует победу в таком соперничестве.

11. Каковы перспективы роста акций компании?

Чтобы радовать акционеров динамикой роста котировок, нужно иное состояние фондового рынка. Нет его -- нет и достоверной оценки. Причем мнению оценщиков, не имеющих соответствующего опыта и мирового признания, работающих по национальным стандартам, отличающимся от международных, не всякий инвестор будет доверять. Пока же принятые программы и концепции если и упоминают устойчивый рост капитализации рынка ценных бумаг, то предсказать масштабы и темпы этого роста не берутся.

***

По каждому вопросу рассчитывается средний балл по пятибалльной шкале на основе оценок трех экспертов. Баллы умножаются на корректирующие коэффициенты (от 0,8 до 1,3), отражающие степень важности каждого вопроса с точки зрения анализа инвестиционной привлекательности компании-эмитента. Эксперты должны быть квалифицированными, непредвзятыми и независимыми. Если общий средний балл превышает 4,0, то они выносят вердикт -- покупать. Впрочем, инвестор может решить и иначе. Ведь деньгами рискует он, а не советчики. Интересно, что ни о налоговой системе, ни об административных процедурах самый успешный инвестор планеты не спрашивает. Ничего личного -- только бизнес...

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page