
На совещании по проекту Указа «О некоторых вопросах реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» 18 февраля чиновники неожиданно получили нагоняй от Президента Александр Лукашенко за невыполнение поручения создать в Беларуси свой «Черкизовский рынок». Это прозвучало весьма неожиданно – ведь «Черкизон» мало похож на идеал «цивилизованной» торговли, на создании которой настаивает глава государства.
Впрочем, судя по проектам нормативных актов, которые готовятся в правительстве, ничего напоминающего гигантские московские вещевые рынки у нас быть не должно.
Напомним, Черкизовский рынок был открыт в начале 1990-х гг. на месте огромного пустыря и за 10 лет разросся с 80 до почти 234 га. При этом весьма сомнительной выглядела аренда земельного участка, находившегося в госсобственности у Российского государственного университета физкультуры, который имел праве бессрочного пользования этой землей. Однако на протяжении 10 с лишним лет арендатор -- структуры группы "АСТ", принадлежавшей Тельману Исмаилову, благополучно пользовались огромной территорией в российской столице. На ней располагалось более 100 тыс. торговых точек, каждая из которых приносила по 50 тыс. USD в месяц, а выручка могла достигать 250 тысяч. Черкизовский рынок был «городом в городе» -- здесь работали и жили в национальных общинах уроженцы всех стран СНГ, Индии, Китая, Вьетнама, имелась полная инфраструктура: магазины, ночлежки, кафе и рестораны с любой национальной кухней, банки и обменные пункты. Многие из этих заведений работали нелегально и обслуживали исключительно "своих", да и весь рынок жил по своим понятиям, игнорируя как российские законы, так и потребности белорусских предпринимателей в товарно-сопроводительных документах. Именно экономия почти на всех законных транзакциях и труд нелегалов делали «черкизовские» товары столь дешевыми и потому привлекательными для наших ИП.
После 9-летней борьбы «Черкизон» был в 2010 г. закрыт, но уголовные дела о контрабанде, разборки с тысячами нелегальных мигрантов и сотнями замешанных в коррупции московских чиновников тянулись еще долго. Первые в основном разбрелись по другим рынкам, а вторые благополучно избежали кары. Сам Тельман Исмаилов перебрался в Турцию, где с помпой открыл шикарный отель за почти 2 млрд. USD (во столько же были оценены обнаруженные при ликвидации рынка контрабандные товары).
Вряд ли проект создания логистических центров в поселке Болбасово Оршанского района или в каких-либо других местах сможет чем-то напоминать легендарный «Черкизон». Понятия, по которым он существовал, вряд ли приживутся на белорусской земле, где строгие предписания законодательства сочетаются с призывами к бескомпромиссной борьбе с коррупцией. Неудивительно, что, как признал вице-премьер Петр Прокопович заметил, что в предпринимательской среде нет большого количества желающих заниматься подобными проектами, так как всех устраивает сложившаяся система.
Пока белорусские власти ищут альтернативные схемы, судя по статистическим данным, рыночная торговля постепенно утрачивает свои позиции в республике. Количество рынков сократилось с 416 в 2007 г. до 392 в 2012-м, а число торговых мест на них – со 111,4 тыс. до 105,3 тыс. Если розничный товарооборот организаций торговли в прошлом году вырос на 18,6% до 209,7 млрд. Br, то на рынках и в торговых центрах – на 16,4% до 49,3 млрд. Доля рынков и торговых центров в товарообороте неуклонно сокращается: с 31,4% в 2008 г. до 26,1% в 2010-м, 21,9% -- в 2011-м, 19,2%, в 2012-м и 19% в 2013 году. Однако прошлом году именно там население приобрело около 13% продовольственных и 25% непродовольственных товаров. При этом 1/3 этих продаж составляют верхняя одежда, трикотаж, нижнее белье, постельные принадлежности. Можно предположить, что отчасти такая тенденция обусловлена развитием современных форматов ритейла, с которыми рыночным торговцам конкурировать все труднее, и ростом благосостояния покупателей, все чаще претендующих на более качественный товар и сервис. Но нельзя отрицать и влияние административного ресурса, ограничивающего возможности рыночной торговли. Возможно, одним из этапов этого пути станет проект постановления Совмина «О создании и функционировании рынков», которым утверждены новые правила торговли на рынках республики.
Например, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей полагает, что в проекте не приняты во внимание существующие реалии, в частности, термин «Торговое место» не учитывает, что в настоящее время на многих рынках продавцы устанавливают павильоны, которые закрываются и в них же находится товар, и которые принадлежат на праве собственности самим продавцам. Однако до сих пор в договорах аренды заключаемых продавцами с администрацией рынков говорится о «торговом месте», хотя это уже не «кусок прилавка», а фактически обособленное помещение. Но еще больше беспокоит МСПиР ограничение перечня товаров, торговля которыми на рынках запрещена. Так, на территории рынков не допускается продажа сахара, муки, круп, кондитерских изделий, а на торговых местах -- одежды из натурального меха и кожи, электротоваров, телерадиотоваров, вычислительной техники, фото-, кинотоваров, часов, носители аудио- и видеоинформации и телефонных аппаратов, в т.ч. для сотовой связи.
Интересно, что в п. 63 проекта правил говорится, что продавцы, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не вправе осуществлять продажу товаров в целях их дальнейшей перепродажи. Если документ будет принят, то белорусские рынки ни при каких обстоятельствах не станут «черкизонами» -- в том виде, который подразумевает это слово. Ведь речь идет о запрете оптовой торговли любого масштаба. Так что конкуренция госструктурам, претендующим на роль оптового звена по снабжению индивидуальных предпринимателей товаром, грозить не будет – правительство об этом позаботится. Добавим, что требование к торговцам на рынках предъявлять в установленном порядке документы, наличие которых предусмотрено законодательством РБ, по требованию уполномоченных должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, делает заведомо невозможной торговлю контрафактом, на котором процветал Черкизовский рынок и продолжают неплохо жить его преемники.
Столь же серьезным барьером станет требование п. 59 проекта обязывающий продавцов использовать платежные терминалы. Между тем, по данным МССПиР, подготовленный ранее проект совместного постановления Совмина и Нацбанка предполагал, установку терминалов в торговых объектах с годовой выручкой в 1 млрд. Br и более. Разумеется, предпринимателям покупка и установка платежного терминала обойдется недешево, но они не преминут переложить эти расходы на покупателей.
Серьезно выглядит возложение на администрацию рынков обязанности принимать меры по соблюдению продавцами законодательства РБ о защите прав потребителей, применении кассового оборудования, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований законодательства, а также по проверке соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест установленным Правилами требованиям. Такая проверка должна будет в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений администрации рынка придется принимать меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомляет соответствующие контрольные (надзорные) органы. Таким образом, администрации рынков сами наделяются определенными контрольными функциями, что несколько выходит за рамки, очерченные Указом от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Ведь каждый продавец - юридическое лицо или ИП самостоятельно несет ответственность за соблюдение законодательства, тогда как администрация рынка это субъект хозяйствования у которого договорные отношения с продавцом и следовательно не может обладать контрольными или надзорными функциями по отношению к продавцам.
Итак, если борьба за цивилизованную торговлю в Беларуси продолжается, то «черкизовские» методы в ней явно неуместны. Но тогда многим предпринимателям придется искать себе другое занятие.