top of page

МИР ВЕЛИК, А СПРЯТАТЬСЯ НЕГДЕ


На очередном саммите G-20 в австралийском город Брисбене среди глобальных проблем геополитики, экологии, борьбы с эпидемией Эболы, восстановления экономического роста и условий мировой торговли не затерялись вопросы налогообложения. Руководители стран с крупнейшими экономиками намерены ликвидировать лазейки, позволяющие компаниям платить меньше налогов, не взирая на границы и национальные особенности.

Участники встречи одобрили предложение Организации экономического сотрудничество и развития (ОЭСР) о взимании с компаний налогов по месту получения прибыли. Предпринимаемые для этого шаги существенно меняют правила международного налогообложения и ломают широко распространенные схемы с участием оффшорных и оншорных юрисдикций.

Как отметил в интервью Евроньюс директор Центра налогов и администрации ОЭСР Паскаль Сент-Аман, сегодня страны сами устанавливают налоговые правила, в т.ч. по уплате налогов для разных компаний, причем порой скрытно. G-20 намерена добиваться прозрачности этих правил, невзирая на суверенитеты. Если бизнес стал глобальным, то и национальные особенности налогообложения нуждаются в международном регулировании, полагает г-н Сент-Аман. В противном случае увеличится бремя для обычных налогоплательщиков, которые не укрывают свои доходы в других странах. Поэтому ОЭСР предложило создать повсюду равные условия, закрыть лазейки, обеспечить равенство условий для местного и глобального бизнеса и движения инвестиций.

Первый серьезный шаг был сделан еще в 2009 году, когда G-20 объявила войну банковской тайне. В результате за 5 лет удалось добиться согласия на автоматический обмен банковской информацией с участием Люксембурга, Швейцарии, Сингапура, Гонконга и практически всех стран, до сих пор имевших репутацию оффшоров. Все они или уже примкнули к этой системе, либо обязались присоединиться в 2017 - 2018 гг. Не стала исключением и Беларусь (см. «ЭГ» № 82 от 31.10.2014). Теперь пришел черед налоговых правил. ОЭСР предлагает сделать их более прозрачными и подлежащими проверке разными налоговыми администрациями. Это не означает простого увеличения фискального бремени. Напротив, в ОЭСР уверены, что корпоративные налоги должны быть низкими. Но при этом не нужно, ни двойного налогообложения зарубежных инвестиций, ни двойного освобождения от налогов. Между тем в нынешней ситуации многонациональные компании могут легко и законно переводить прибыль в те юрисдикции, где у них нет производства, и с них не взимают налогов. Эти недостатки в международной налоговой структуре ОЭСР и правительства стран G-20 намерены исправить уже до конца следующего года. План действий, нацеленный на противодействие размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли, содержит амбициозную повестку. Прежде всего, должны быть разработаны изменения к правилам налогообложения, направленные на устранение пробелов между налоговыми системами разных стран. При этом существующие правила в отношении договоров о налогообложении, постоянном представительстве и трансфертном ценообразовании будут пересмотрены, с тем, чтобы исправить их недостатки и привести их в соответствие с экономическим содержанием налогооблагаемых операций и созданием стоимости.

В этом направлении активно работают наши соседи. Например, законопроект о контролируемых иностранных компаниях, принятый недавно Госдумой РФ, требует, чтобы до 1.04.2015 г. россияне должны будут уведомить налоговую службу о владении более 10% уставного капитала контролируемой иностранной компании, а с 2016 года -- заплатить налоги по российским нормам за 2015 год, если доля участия в такой компании превысит 50%. С 2017 года порог владения будет снижен до 25%. Принятие законопроекта приведет к увеличению налоговой базы по налогу на прибыль организаций и НДФЛ в связи с установлением для налогоплательщиков -- резидентов РФ обязанности учитывать для целей налогообложения прибыль контролируемых ими иностранных компаний. Прибыль иностранной компании будет признаваться прибылью контролирующего ее резидента РФ (бенефициара) и облагаться налогом по ставке 20% (для юридических лиц) либо по ставке 13% (для физических лиц). Фактическим получателем дохода (бенефициарным собственником), дохода в данном случае должно признаваться лицо, которое напрямую или через свое прямое и (или) косвенное участие в других организациях либо иным способом одновременно владеет правом владения, пользования или распоряжения таким доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и (или) распоряжаться таким доходом". Законопроект устанавливает право иностранных организаций признаваться налоговыми резидентами РФ, например, если местом их фактического управления является Российская Федерация, т.е. заседания руководящего органа проводятся на территории РФ, руководящее управление осуществляется из РФ, главные руководящие лица осуществляют свою деятельность в РФ. На практике это будет означать обязанность таких компаний становиться на учет в российских налоговых органах и уплачивать налог на прибыль в соответствии с нормами НК РФ.

В законопроекте делается несколько исключений. Так, не будет признаваться контролируемой иностранной компанией зарубежная организация с постоянным местонахождением в государстве, обеспечивающем с Россией обмен информацией в целях налогообложения, эффективная ставка налогообложения для которой по местному законодательству составляет более 15% (соответствующий список будет утверждаться ФНС РФ), а также иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в государстве- члене Евразийского экономического союза.

Казалось бы, эта оговорка дает Беларуси уникальный шанс стать для россиян «налоговой гаванью», заменив экзотические острова, Швейцарию, Люксембург и Лихтенштейн, объявившие недавно о своей готовности раскрывать информацию о финансовых и иных операциях иностранцев в своих юрисдикциях. Однако не стоит надеяться, что российские законодатели прямо сделали для Беларуси и Казахстана исключения, чтобы перенаправить к нам активы своих налоговых уклонистов. Ведь целью законопроекта является создание системы дополнительного контроля за доходами налогоплательщиков по аналогии с законом США Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) "О налоговой дисциплине в отношении иностранных счетов". Исключение стало возможным лишь потому, что наша страна связана целым рядом международных обязательств в сфере налогообложения. Так, Соглашение об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2002, Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с налоговыми преступлениями от 03.06.2005, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 28.07.1995 предусматривают тесное сотрудничество налоговых и правоохранительных органов стран-участниц. Эти документы предусматривают обмен оперативной и криминалистической информацией, в т.ч. сведениями о готовящихся и совершенных налоговых преступлениях и причастных к ним физических или юридических лицах, способах и методах уклонения от уплаты налогов и сборов, исполнение запросов о проведении, планирование и осуществление скоординированных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, проведение по запросам проверок заявлений и сообщений о налоговых преступлениях, направление представителей упомянутых органов для координации действий при проведении совместных мероприятий, а также обмен информацией о нарушениях национального законодательства о налогах и сборах юридическими и (или) физическими лицами и мерах ответственности за эти нарушения, о сокрытии доходов от налогообложения, а также используемых формах и методах такого сокрытия, об условиях ведения финансово-хозяйственной деятельности юридическими лицами и физическими лицами -- предпринимателями и т.п. Кроме того, ст. 68 Договора о Евразийском экономическом союзе предусматривает административное сотрудничество компетентных органов государств--членов, в т.ч. в целях исполнения налоговых и иных обязательств поставщиками и получателями услуг.

Конечно, в интересах отечественной экономики, не слишком избалованной притоком зарубежного капитала, не «сдавать» инвесторов, каковы бы ни были их отношения с законом у себя на родине. Но последствия таких вольностей будут весьма серьезны -- не столько в плане имиджевых потерь из-за несоблюдения международных договоров, сколько в виде реального финансового ущерба, который сулит «крышевание» иностранных налоговых уклонистов. Не стоит также забывать, что признаком «тихой гавани» для бизнеса являются не только низкие налоги и простота регистрации компаний, но и правовые гарантии, а, что еще важнее, неформальные традиции конфиденциальности и неприкосновенности собственности. А потому немногие рискнут прятать активы там, где мелькнула практика их изъятия «именем революции».

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page