top of page

Рантье пора платить


Финансовый рынок Беларуси на пороге кардинальных изменений. В соответствии с Декретом Президента от 11.11.2015 № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» доходы граждан от банковских вкладов будут облагаться подоходным налогом, а условия размещения денег в банках существенно изменятся. Этот шаг вряд ли понравится вкладчикам. Тем из них, кто захочет сохранить свои доходы на прежнем уровне, скорее всего, придется искать другие инструменты для инвестиций. Таким образом, по «депозитной» пирамиде, сформировавшейся в последние годы, нанесен серьезный удар.

С 2011 года белорусские власти искали способ остановить бурный рост ставок по банковским вкладам, превышавшим порой 50% годовых. Было очевидно, что рано или поздно масса накопленных процентов выплеснется на потребительский и валютный рынки с весьма неблагоприятными последствиям. К тому же дорогая ресурсная база делает столь же дорогими банковские кредиты, ограничивая инвестиционные возможности экономики. Вырваться из этого порочного круга без непопулярных или невыгодных мер весьма сложно. Прибегать к таким шагам как конфискационная денежная реформа с аннулированием части сбережений или замораживанием вкладов власти не рискнули. Взамен выбран комбинированный вариант.

Отдаем – на время, возвращаем – по договору

Итак, в соответствии с Декретом № 7, начиная с 12 ноября 2015 г. договоры срочного и условного банковского вклада будут подразделяться на безотзывные и отзывные. Главной их отличительной особенностью станут условия досрочного возврата вклада. При заключении отзывного договора будет допускаться возможность досрочного возврата вклада по инициативе вкладчика – в сроки и на условиях, предусмотренных договором. При безотзывном договоре досрочный возврат вклада по инициативе вкладчика не предусматривается. Вернуть вклад до истечения срока действия договора можно будет только с согласия банка. При этом договоры банковских вкладов (депозитов), заключенные до 12 ноября т.г., будут исполняться на прежних условиях в течение всего срока действия. При продлении договора на новый срок его положения должны быть приведены в соответствие с Декретом № 7.

Отдавать банку свои деньги без возможности забрать их по своему усмотрению для белорусов непривычно и, мягко говоря, некомфортно. Правда, в Нацбанке уверяют, что согласование возможностей и условий досрочного возврата вкладов между банком и вкладчиком – обычная мировая практика. Как правило, вкладчик может забрать деньги до истечения срока вклада, но закон не обязывает банк возвращать вклад досрочно. К примеру, в Италии, Финляндии, Франции, Германии возможность досрочного возврата срочных вкладов определяется банком и вкладчиком самостоятельно в договоре. В Австрии досрочный возврат срочного вклада рассматривается как кредит, за который уплачиваются проценты от досрочно возвращенной суммы за каждый полный месяц, недостающий до наступления срока возврата вклада. В Великобритании понятие «срочный банковский вклад» не используется, однако законодательство не препятствует согласовывать в договоре любые сроки и условия банковских вкладов, включая штрафы и т.д. Таким образом, все условия и правила должны быть определены и согласованы в каждом отдельном договоре между банком и вкладчиком.

К тому же у нас государство по-прежнему гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады в банках, и возмещение 100% суммы этих средств в валюте счета либо вклада с выплатой процентов.

Пора делиться доходами

Наряду с изменением классификации банковских вкладов, Декретом № 7 практически аннулируется льготное налогообложение процентных доходов, полученных физическими лицами. С 1 апреля 2016 г. не будут освобождаться от подоходного налога процентные доходы, полученные при фактическом размещении денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах и во вкладах (депозитах) на срок менее 1 года – в белорусских рублях, и менее 2 лет – в иностранной валюте. При этом подоходный налог будет взиматься только с процентных доходов, а не со всей суммы вклада, и только в том случае, если процентная ставка, по которой получен этот доход, превышает размер действующей в банке процентной ставки по вкладу до востребования. Фактической выплатой процентов здесь будет считаться их зачисление на счет вкладчика, владельца счета, либо перечисление в оплату расчетных документов, представленных вкладчиком, владельцем счета, либо использование в соответствии с указаниями вкладчика, владельца счета, либо выдача наличными денежными средствами вкладчику, владельцу счета.

При исчислении подоходного налога с процентов по вкладам положения подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (освобождение в определенных суммах не являющихся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходов, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов) и стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 164 Налогового кодекса применяться не будут. Так что попытки как-то замаскировать доходы по вкладам заведомо не пройдут. Заботу об уплате подоходного налога с полученных процентов придется взять на себя банкам, которые выступят в качестве налоговых агентов: они сами рассчитают сумму налога и перечислят ее в бюджет. Нацбанк предупреждает, что при заключении договора банки будут обязаны подробно информировать вкладчиков обо всех условиях привлечения вклада, а в случае необходимости взимания подоходного налога с полученных вкладчиком процентных доходов – о сумме перечисленных в бюджет средств.

Остается лишь гадать, зачем потребовалось вводить эти нормы сейчас декретом, если их можно было включить в Налоговый кодекс на следующий год, изменив содержание подп. 1.25 ст. 163 НК. Интересно, что если идея увеличить подоходный налог для сотрудников компаний – резидентов ПВТ была отвергнута под давлением «программистского лобби», то в данном случае возможность обсуждать что-либо общественности не предоставлялась.

Время активных инвестиций

В пресс-релизе Нацбанка отмечается, что принятие Декрета № 7 направлено на формирование отечественными банками долгосрочной ресурсной базы и более эффективное ее использование, в т.ч. за счет повышения доступности кредитов для субъектов хозяйствования и населения. При этом обещается продолжить политику поддержания процентных ставок по вкладам на уровне, превышающем размер инфляции и обеспечивающем сохранность сбережений граждан.

Мечты вовлечь эти сбережения в экономику наиболее выгодным образом никогда не оставляли чиновников. Скажем, в сентябре на 12,7 трлн. Br новых срочных рублевых банковских вкладов физлиц (не считая индивидуальных предпринимателей) сроком до 1 года приходилось менее 4,4 трлн. сроком свыше 1 года, в валюте – 2738,6 млн. USD против 1189 млн. Декрет № 7 изменит это соотношение – если граждан не испугает перспектива длительной недоступности своих денег. Из-за налога чистая доходность рублевых вкладов снизится, к примеру, с 25% в рублях до 21,75%, а в валюте – с 4–5% до 2,48 – 4,35% годовых. Это неприятно, но терпимо. Возможно, вкладчики, с присущей белорусам толерантностью смирятся с некоторым снижением доходности своих сбережений и ограничениями на их изъятие. Но столь же вероятно, что наиболее активные (или жадные) граждане начнут искать иные способы заработать. И при желании, государство сможет предоставить им такую возможность.

Напомним, на совещании 9 ноября Президент Александр Лукашенко назвал недопустимым получение межгосударственных кредитов под 7–8%, на погашение которых «придется тратить золотовалютные резервы». В то же время, коммерческий кредит под те же проценты был признан нормальным. Также Президент потребовал не наращивать внешний госдолг, а, напротив, оптимизировать его. Речь в частности идет о минимизации процентов по привлекаемым внешним займам, в первую очередь – в будущем году. А под оптимизацией, в свою очередь, подразумевался поиск внутренних источников для исполнения обязательств, включая доходы бюджета и внутренний финансовый рынок. Оба эти направления охватывает Декрет № 7. Обложив проценты по депозитам подоходным налогом государство может получить примерно 2–3 трлн. Br, которые пойдут на господдержку предприятий и социальные программы. Но возможна и другая, не столь явная выгода.

Поскольку средств в бюджете на прямую поддержку промпредприятий все меньше, приходится идти на различные ухищрения. Одно из них – выпуск государством или самими предприятиями под госгарантии валютных облигаций, которые, по сути, будут использоваться для покрытия убытков и рефинансирования долгов, накопившихся, в т.ч. в ходе модернизации. Гражданам, теряющим былую доходность депозитов, такие облигации могут показаться вполне привлекательными: проценты по ним куда выше, а подоходного налога по-прежнему не будет. Однако заметим, что в недалеком будущем государству придется расплачиваться за эти долги, в т.ч. квазигосударственную задолженность госпредприятий. Если ЗВР мы намерены сберечь, то понадобятся другие ресурсы, которые придется брать в виде внешних и внутренних заимствований или путем увеличения налогов. По-видимому, второй вариант оказался предпочтительнее.

Возможны ли другие варианты

Хотя налог на проценты по банковским вкладам именуется по общей белорусской классификации подоходным, он на самом деле относится к категории налогов на прирост капитала. Такие налоги существуют в большинстве стран мира, причем зачастую – по весьма высоким ставкам. Но, в отличие от Беларуси, при этом существует достаточно высокий порог необлагаемого минимума – в фиксированной сумме или в процентах дохода. Это обеспечивает, с одной стороны, стимулирование сбережений для среднего класса, с другой – определенный уровень социальной справедливости и перераспределение фискальной нагрузки на наиболее богатых граждан, а с третьей – ограничивает получение сверхдоходов в некоторых сферах.

Например, в России проценты по банковским вкладам облагаются налогом с доходов физических лиц по ставке 35% (ст. 214.2, п.27 ст. 217 и ст. 224 Налогового Кодекса РФ). Но он взимается, в случае, если рублевая ставка по депозиту превышает ставку рефинансирования Центробанка (в настоящее время – 8,25%) более чем на 5 пунктов, а с 15 декабря 2014 г. по 31 декабря т.г. – более чем на 10 пунктов и только с суммы превышения процентов. Налог взимается и с процентов по валютным вкладам, если процент превышает 9%. Налог удерживается банком при начислении процентов.

Например, если ставка депозита в российском банке составляет 19,25% годовых, то налогом облагается лишь 1% начисленного дохода (19,25 – (8,25% + 10%)). Таким образом, при депозите в 100 000 RUB придется заплатить государству налог с суммы 1000 RUB (1%) в размере 350 RUB.

Но такой вариант, очевидно, не устраивает белорусских законодателей, несмотря на неустанно декларируемую заботу о благосостоянии граждан. Если уж брать – то все со всех.

Comments


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page