Правительство по заведенной 19 лет назад традиции зовет белорусов на республиканский субботник. На сей раз, он назначен на 23 апреля.
В 1998 – 2002 гг. Совмин императивно постановлял проводить субботники, ссылаясь на «инициативу трудовых коллективов и местных органов управления». В 2003 г. риторика меняется: субботник уже рекомендуется проводить на добровольной основе – в целях продолжения установившейся традиции. Удерживать заработанные на субботнике деньги из зарплаты было предложено с согласия работников в размерах, определяемых добровольно самими трудовыми коллективами. Таким образом, принудительный характер мероприятия сменился антуражем всенародного порыва.
Теперь в постановлении Совмина от 18.03.2016 № 214 министерствам, ведомствам, исполкомам и всем прочим организациям тоже рекомендовано добровольно выйти на субботник на рабочих местах либо потрудиться над благоустройством и приведением в надлежащее состояние историко-культурных ценностей, захоронений времен Великой Отечественной войны, территорий населенных пунктов, подготовкой детских оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерей к летнему сезону.
Заработанные на субботнике деньги перечисляются через районные и городские исполкомы в облисполкомы и Мингорисполком. Половину те перечислят Минфину, а вторую часть оставят у себя для финансирования работ, названных в качестве целей нынешнего субботника. Брестскому облисполкому предлагается направить остающиеся у него средства на строительство в области молодежного патриотического центра. Минфин полученные деньги передаст Гомельскому облисполкому для проектирования и строительства областной детской клинической больницы.
Участие в благоустройстве своего города, уход за памятниками и могилами, финансовая лепта в строительство больниц и мемориалов – дело, безусловно, нужное и благородное. Но лишь в том случае, если оно делается добровольно – по зову сердца или, хотя бы, из желания быть не хуже других. Обычаи таких коллективных мероприятий не чужды и другим странам – в силу менталитета, неформальных культурных и религиозных традиций, слившихся в принципы социальной ответственности, нисколько не зависящие от указаний свыше.
У нас же возрождение «великого почина» началось из ностальгии власти по советским временам и по-прежнему носит «добровольно-принудительный» характер. Формулировки постановлений о субботниках формально обходят принципы МОТ, но наши граждане не питают никаких иллюзий. Многие иронично ухмыляются или втихаря бурчат, что улицы убирать – дело коммунальных служб, которые должны финансироваться из бюджета – как и все прочие мероприятия, на которые пойдут «субботничные» деньги. Иные даже намекают, что чиновники принесли бы куда больше пользы обществу не демонстрацией упражнений на свежем воздухе, а надлежащим исполнением своих прямых обязанностей в обычные дни за своими столами. Тусовка перед телекамерами с метлами, лопатами и бревнами по ленинскому примеру никак не заменяет своевременное принятие важных и полезных нормативных актов, программ и решений. Например, если бы отечественное законодательство больше стимулировало благотворительность, то, возможно, деньги от граждан и компаний на поддержку культуры, здравоохранения, образования поступали бы регулярнее и больше. Причем строго адресно, не утруждая министерства определением порядка перечисления, учетом и перераспределением этих средств.
Рядовой контингент идет на субботники без лишнего пиара и энтузиазма, но покорно. Возможно, нежелание откликнуться трудом и рублем и не повлекло бы никаких неприятностей. Но привычка воспринимать любое пожелание начальства как приказ, укоренилась глубоко на генетическом уровне. В оправдание своей неизбывной «памяркоўнасцi» мы пытаемся вплести субботники в канву мировых и национальных традиций. Ну чем это не проявление личной и корпоративной социальной ответственности и своеобразный вариант краудфандинга – с местным колоритом. Сходство действительно есть – не считая вектора инициативы, который прочно закреплен в направлении «сверху – вниз».