top of page

Реформация и коммуникация


Сегодня исполнилось 499 лет с того дня, когда Мартин Лютер повесил свои знаменитые «95 тезисов» на двери Замковой церкви в Виттенберге. С этой хулиганской выходки началось движение Реформации. За несколько лет к нему примкнули миллионы людей, не знавших ни интернета, ни социальных сетей, ни телефонов, ни газет, ни радио, ни телевидения.

Печатный станок Гуттенберга уже существовал, но его тиражные мощности и каналы распространения книг были скудными, а способных их прочитать – ничтожно мало. Проповедникам Реформации приходилось тягаться с мощнейшими по тем временам коммуникационными ресурсами католической церкви. При этом главным аргументом дискуссии были огонь и меч. Тем не менее, идеи свободы совести распространились по всей Европе.

По мере развития технологий разворачивать революционную агитацию стало проще, но не намного. Памфлетчики и энциклопедисты при мизерных тогдашних тиражах умудрялись разжигать брожение умов и множить ряды гёзов, вольтерьянцев, карбонариев, не хуже, чем газеты и листовки – народовольцев и большевиков, а радио и самиздат – диссидентов и прочие подрывные элементы. Нынешним пиарщикам никогда не добиться такого аншалага идей, как Дидро, Руссо, Кропоткину и Марксу. Никаким шлягерам не достичь уровня таких хитов, как «Марсельеза» и марш Кошута.

Ни в каких соцсетях не ставили маскимальнй репост с призывом бежать в легионы Спартака или эскадроны «железнобоких», батальоны континентальной армии или посполитое рушение, идти на штурм Бастилии или Зимнего. В распоряжении какого-нибудь Болла, Демулена или Троцкого была лишь собственная глотка и – в лучшем случае – пачка листовок.

Продвинутые коммуникационные технологии предоставляют почти неограниченные возможности свободного распространения информации и идей. Но это не дает бунтарям никаких бонусов. Попытки апеллировать к обществу через соцсети вдребезги разбились об инертность публики – по крайне мере, у нас.

У властей гораздо больше возможностей манипулировать общественным мнением – если оно у общества вообще имеется. Какие бы леденящие душу разоблачения пакостей и ляпсусов начальства ни вываливались в интернет, им не пробить броню человеческого равнодушия. Людям достаточно узнать новость, но совсем не обязательно на нее реагировать чем-нибудь грознее смайлика.

По-видимому, Интернет вообще и соцсети в частности, обеспечивают скорее выпускание общественного недовольства через свисток, чем консолидацию единомышленников на какие-либо активные действия. Реальный коммуникационный результат современных технологий на практике не более эффективен, чем огни на курганах или «вицы» на конном ходу.

Возможно, этот результат даже отрицателен. Так что власти напрасно так паталогически боятся интернета и соцсетей. Никакие толпы ниспровергателей-майданщиков из них не выскочат. Напротив, это наилучшие гаранты порядка и аполитичности.

Желая выразить протест, человек эпохи коммуникаций просто включает компьютер. Насладившись опусами блогеров и «лидеров мнений», он выстукивает бестрепетной рукой пару восторженных или возмущенных комментов. Потом ставит свой просвещенный лайк и блаженно откидывается в кресле. Гражданский долг выполнен. Сервисы соцсетей позволяют ощущать себя бойцом за правое дело, не отрывая жопу от кресла. Нет нужды в марш-бросках с полной выкладкой, возведении баррикад или рытье окопов полного профиля.

Еще комфортнее вождям такого воинства. Грузить свой блог, пиариться на бесчисленных интернет-ресурсах куда приятнее, чем вести колонны санкюлотов на приступ, мерзнуть в пикетах и драть глотку на митингах. Желающих огрести за свою харизму тупым твердым предметом, или загреметь за решетку нынче немного. Правда, так скипетра не видать, но иным его вполне заменяет индекс цитируемости. До аншлага 95 тезисов, конечно, далеко, да и заметки на околовсяческие темы вряд ли останутся жить в веках. Зато тепло, сухо и пули не свистят…

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page