top of page

Время лихих новостей

Вчерашние события выглядят как дурной сон. Набежали, обыскали, изъяли, задержали, допросили - и ради чего? Прелестный повод: главный государственный информационный ресурс обиделся на самый большой интернет-ресурс, что тот якобы без спросу таскает его драгоценную информацию. А правоохранительные органы поспешили заступиться за того, кто классово ближе из всех оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных стволов.

Как пользователь информации, я лично тоже мог бы обидеться. С одной стороны, какого рожна государственному информагенству дана монополия на сообщения о том, что творит начальство? А с другой – на фига разнообразные интернет-ресурсы дружно повторяют эти сообщения за этим госинформагентством (кстати, как правило, со ссылкой на источник). Не всегда фильтруя содержание. И зря. Ведь 2/3 тиражируемой всеми информации – официальные пресс-релизы с сайтов всяческих ведомств или куски, вырванные (часто довольно бестолково) из отчетов Белстата и нормативных актов. Ладно, на полноценный cross-checking силенок не хватает, так еще и сопроводят иногда такими комментами таких спецов, что хоть 103 звони.

И с третьей – почему деньги налогоплательщиков (и мои в том числе) тратятся на поддержку госСМИ, а теперь им еще и госзаказы обещают? Пусть бы они попытались хозрасчетно на жизнь заработать! И публике веселее, и сами бы узнали истинную цену своей агитации с пропагандой. А сэкономленные денежки лучше бы детским садам отдали.

Но я давно не обижаюсь. По мере надобности сам разберусь. По первоисточникам, со всех сторон и в разных проекциях. Это дело вкуса и времени - всем утруждаться не обязательно.

Сейчас речь о другом. В XXI веке нелепо выглядит "естественная монополия" одного госагентства освещать посиделки и дуновения высших сфер, а потом эксклюзивно сообщать úrbi et órbi изречения начальства по их итогам. В цивилизованных странах для таких случаев создается пул аккредитованных СМИ, без всякой дискриминации по форме собственности и иным признакам. Лишь у нас государственное информационное поле размежевано по принципу: своим все, остальным - как повезет. Неудивительно, что иных журналистов, не допущенных к столику казенного эксклюзива, так и подмывает поднять "Веселого Роджера" и тырить сообщения, платить за которые рука не поднимается. А поскольку публика берет то, что доступнее лежит в сети, выигрывает тот, кто занимает в ней (сети) больше места. Прав тот кто запустит инфу первым.

Что дальше? Горячие головы, далекие от медиа-кухни, призывают в знак солидарности отказаться от платной подписки этого госинформагентства, перестать его цитировать, звать на брифинги. Это серьезная угроза – если бы профессиональные интересы не доминировали над профессиональной и классовой солидарностью. Ведь для большинства СМИ цитаты главного госинформагенства – основной источник заполнения своих полос. Частным компаниям и некоммерческим организациям важно, чтобы о них упомянули, а госпредприятия и ведомства будут делать, что велено. К тому же немалую часть важных пресс-конференций проводит само госинформагентство. И на них в поисках сюжетов для заметок и статей все явятся как миленькие. Включая героев нынешнего скандала. Не говоря уже о том, что цитирование без ссылки на источник дорого обойдется.

К сожалению, репрессируемым СМИ вряд ли стоит рассчитывать на массовую и активную поддержку своей аудитории. Конечно, урожай постов в соцсетях и лайков под ними будет побогаче, чем зерна на наших колхозных полях в этом сезоне. Натурально на этом деле попиарится пара-тройка активистов. Кто с осуждением насилия над независимой прессой, а кто и советами, как ее пожестче насиловать. Иностранные коллеги, парламентарии и чиновники выразят озабоченность и надежду. А жертвы не преминут поблагодарить их всех – за то, что были неравнодушы.

Я, за компанию с зарубежными бюрократами, тоже выражу надежду. Пусть редакциям интернет-СМИ вернут все изъятое, задержанных отпустят по домам, и никаких административных и уголовных пакостей над ними в дальнейшем не учинят. Меньше надежды, что попавшие в руки правоохранителей данные не будут использованы против всех, кто к этим данным имеет отношение. Как отразится пережиттое на дальнейшей профессиональной деятельности журналистов и редакционной политике интернет-СМИ – со временем увидим. Вдруг это действительно акция устрашения – по итогам прошедших и в преддверии грядущих событий? Если предположить, что начальству до сих пор не по барабану, что о них пишут и говорят досужие папарацци.

Возможно, какие-нибудь квазилиберальные структуры даже организуют одну-две тусовки, посвященные прошедшим событиям, чтобы выделить публике порцию лапши на уши своего производства.

К примеру, не удивлюсь анонсу конференции на тему "Позитивные тенденции в развитии диалога интернет-СМИ, государственных информационных ресурсов и правоохранительных органов". Могу даже спрогнозировать ее содержание. Спикеры посокрушаются по поводу неоднозначной ситуации в которую вляпались стороны конфликта, однако отметят и позитивные моменты. Кто-то обратит внимание на конструктивную позицию редакций, не оказавших сопротивления при обыске и задержании сотрудников, одобрит корректное поведение правоохранителей, воздержавшихся от применения силы и спецсредств. Авторитетные "иксперты" отметят неоднозначность формулировок законодательства и недостаточную судебную практику в сфере монополизации информации, но укажут, что это не дает морального права ее тырить или подозреваться в этом. Модератор лишит слова типа, попытавшегося развести демагогию о неэтичности ложных доносов и неконституционного монополизации информации о деятельности госорганов. После выдворения деструктивного элемента брошенные им семена демагогии взойдут. И речь все равно пойдет о ценности платной информации о том, что и так все знают, и правомерности монополии на информацию, о которой все имеют право знать. Еще один маститый иксперт посокрушается, что в законодательстве не раскрыты понятия терминов "тырить", "скоммуниздить". и не обеспечена их инклюзивность в авторским и уголовном праве. В придачу до сих пор не получили правовую оценку распространенные идиомы сп3,14****** – по версии обвинения и 3,14***** – по версии защиты .

В заключение модератор призовет к консенсусу в диалоге задержанных со следователями, гуманизации арестов женщин, имеющих детей, отметит явный прогресс в технологиях обысков и задержаний, призовет конфликтующие стороны к диалогу и взаимопониманию, а независимый и праведный суд – к гуманности и снисходительности.

Потом все попьют кофейку с пирожными, сделают селфи и разойдутся. А через месяц-другой все забудется. Или заслонится очередным взлетом посадок...

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page