top of page

ТРЕБУЕТСЯ ПОСРЕДНИК ДЛЯ НЕФТЯНЫХ РАСЧЕТОВ ЕС-ИРАН


Евросоюз так и не нашел страну, готовую открыть у себя компании специального назначения (SPV), через которую будут вестись расчеты с Ираном после введения новых санкций США, пишет Financial Times. Таким образом, идея подорвать глобальную финансовую власть США и гегемонию доллара в мировой торговле пока остается фантазией недоброжелателей Вашингтона. Стать авангардом в этом процессе не рискнули даже записные друзья Ирана.

«Ни одно из правительств стран ЕС не хочет переходить дорогу США, размещая у себя SPV, — пишет FT. Страны ЕС опасаются, что США могут принять против них в этом случае политические меры вплоть до санкций. Так что в «очередь» за SPV выстроиться желающих не видно.

Напомним, в мае 2018 г. президент США Дональд Трамп, назвав соглашение «плохим» и обвинив Иран в обмане, заявил о выходе из него Соединенных Штатов. С 7 августа были восстановлены санкции против финансового сектора Ирана. С 5 ноября начнут действовать санкции и против энергетического сектора, в т.ч. против компаний третьих стран, ведущих бизнес с Ираном. До 5 ноября все такие компании, чтобы избежать санкций, должны свернуть энергетическое сотрудничество с Ираном, в частности прекратить закупки иранской нефти. Так что всем странам мира придется выбирать между Тегераном и Вашингтоном. «Любой, кто ведет бизнес с Ираном, не будет вести бизнес с США», – заявил президент Дональд Трамп.

Санкции США, запрещающие покупать иранскую нефть. Это не радует европейских покупателей, а Иран приводит просто в бешенство. Тегеран грозится приложить все усилия, чтобы янки не удалось лишить его основного источника валюты и бюджетных доходов. Однако заклинания и угрозы в адрес «Большого сатаны» пока не привели к реальным шагам. Конечно, вполне возможен обмен нефти на российское оружие. Но полноценный экспорт и расчеты за него такие сделки не заменят. Возможна или организация поставок через каких-нибудь безбашенных посредников, чтобы обойти санкции. Ранее, в 2012-2015 гг. уже применялись схемы с участием частных посредников, которым давали право покупать нефть на внутреннем рынке на энергетической бирже, а затем перепродавать ее на мировом рынке под видом частного бизнеса. Потребность в таких схемах отпала с июля 2015 г., когда Иран заключил с США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией соглашение об ограничении ядерной программы в обмен на отмену международных санкций. Теперь, когда США возобновляют санкции и давят на ЕС, придется искать новые способы сохранения поставок в Европу. Иран надеется экспортировать в Китай и другие страны минимум 1 млн баррелей нефти в сутки. Это почти в 3 раза меньше, чем досанкционные 2,8 млн. барр./сутки, но поддержит валютные доходы страны на минимально достаточном уровне, отмечает FT.

В конце сентября ЕС обнародовал план создания SPV, чтобы обеспечить прохождение законных финансовых операций с Ираном. Некоторые эксперты уже объявили, что это станет важным шагом в разрушении гегемонии доллара в мировой торговле. В частности, об этом заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. "Это абсурд, что Европа платит за 80% своего энергетического импорта (а это 300 млрд. евро в год) в американских долларах, хотя только 2% импорта энергоносителей приходится на США." – сказал г-н Юнкер 14 сентября на заседании Европарламента.

Но заявление США с угрозами в адрес тех, кто попытается создать подобную компанию подействовало отрезвляюще. С одной стороны, у посредника между «репрессируемой» страной и остальным миром есть основания рассчитывать на неплохие комиссионные. Но, с другой, скорее всего, придется оказаться изгоем финансового мира вместе со своим клиентом. А остальные страны, воспользовавшиеся услугами такого посредника вряд ли станут за него заступаться перед Штатами

К примеру, у минских властей всегда были свои виды на Иран. Президент А.Лукашенко не раз призывал развивать сотрудничество с этой «дружественной и близкой» страной, довести товарооборот с ней до 1 млрд.USD и т.п. Наверно, где-то остается соблазн исхитриться получать иранскую нефть, чтобы снизить энергозависимость от России. Но и ссориться с Вашингтоном из-за «блестящих политических отношений» с Тегераном вряд ли захочется. К тому же внешнеторговый оборот с Ираном после обвала в 2012 г. так и не удалось восстановить – он по итогам прошлого года оставался в 4 раза меньше, чем с США.

Так что мы, скорее всего, не увидим Минск в очереди соискателей на «расстрельную» должность SPV. Риски несомненно велики, а доходы довольно призрачны…



Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page