top of page

Обратный отсчет европейского НДС


Вчера в Евросоюзе вступила в силу Директива по борьбе с мошенническими схемами налогом на добавленную стоимость.

Директивой Совета (ЕС) 2018/2057 от 20 декабря 2018 г. вводится «обобщенный механизм обратных платежей», позволяющий государствам-членам лучше противостоять мошенничеству с НДС. Документ опубликован в Официальном журнале Евросоюза и вступил в силу с 16 января т.г..

Нормы директивы позволят странам союза, более всего страдающим от мошенничества с НДС, временно отказывать в возврате НДС. Это так называемый обобщенный механизм «обратного начисления», согласно которому ответственность за уплату НДС передается от поставщика к покупателю, чтобы поставщики не могли взимать НДС с будущих поставок и не переводить НДС, полученный в соответствующий налоговый орган. Наиболее распространенной и дорогостоящей версией этого мошенничества является «карусельное мошенничество».

Страны Евросоюза смогут использовать обобщенный механизм обратного платежа (GRCM) только для внутренних поставок товаров и услуг, превышающих пороговое значение 17 500 евро ($19 950) за транзакцию, до 30 июня 2022 г. и при очень строгих технических условиях. В частности, чтобы применить такую меру, 25% разрыва НДС должны быть связаны с карусельным мошенничеством.

Механизм «карусельных схем» несложен. Компания переводит деньги за фиктивные товары или услуги подставным фирмам, указывая в платежных и товаросопроводительных документах суммы с НДС. Потом «прокладка» указывает превышение «входного» НДС над начисленным по реализации и получает разницу из бюджета. Полученные деньги возвращаются «заказчику» наличными за вычетом вознаграждения «прокладке». Так образуется «черный нал», который используется, среди прочего, на выплату зарплат в «конвертах», взятки и для личного обогащения.

По оценкам Еврокомиссии, потери бюджетов стран ЕС от махинаций с НДС достигают более 150 млрд. евро ежегодно, в т.ч. около 50 млрд евро – в результате трансграничного мошенничества с НДС, то есть по 100 евро на каждого европейца.

Подобные схемы встречаются и в Беларуси, но реже. Впрочем, их масштаб не оценивался даже приблизительно. Нужно признать, что использованию таких схем серьезно мешают нормы «лжепредпринимательского» Указа № 488, а в текущем году им на помощь, а, возможно, и на смену, пришел п. 4 ст. 33 нового Налогового кодекса.

Для применение механизма GRCM страны ЕС должны установить соответствующие и эффективные обязательства по электронной отчетности для всех облагаемых налогом лиц, в частности для тех, к которым будет применяться механизм. То есть, им потребуется наличие электронного декларирования и применение электронных счетов-фактур, подобное тому, которое существует в Беларуси.

Обобщенный механизм обратной оплаты может использоваться государством-членом ЕС только в определенных секторах, в том случае, если он соответствует критериям приемлемости и его запрос был санкционирован Советом.

Директива предлагает краткосрочное решение для сдерживания мошенничества наиболее заинтересованными государствами-членами. В дельнейшем окончательный вариант должен быть сформулирован по итогам продолжающихся переговоров. Предполагается, что это будет система обложения поставок НДС по принципу страны назначения.

Положения, регулирующие механизм обобщенного обратного платежа, были недавно включены в новую статью 199с Директивы ЕС по НДС (Директива 2006/112 / ЕС).




Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page