top of page

Карта развивающихся прачечных


В Беларуси почти 1/6 часть внешнеторговых операций с развитыми странами выглядит подозрительно с точки зрения отмывания денег. Такую оценку дала американская неправительственная организация Global Financial Integrity (GFI) в докладе «Незаконные финансовые потоки в/из 148 развивающихся стран: 2006-2015».

По данным GFI в среднем в мире 18% международных торговых сделок можно классифицировать как "незаконные финансовые операции». Такая оценка базируется на изучении торговых контрактов и сделок между компаниями из 148 развивающихся стран и развитыми странами. Например, значительная часть денег от нелегальных операций «отмывается» с помощью манипуляций с таможенными декларациями, путем несоответствия реальной и задекларированной стоимости или использование неверного кода товара. Конечно, чаще всего подобные ухищрения связаны с желанием компаний сэкономить на импортных налогах и пошлинах. Но попутно открываются каналы для отмывания денег для криминала – торговцев наркотиками, людьми, оружием, террористическим организациям, считают в GFI. Например, экспортируя из США подержанные автомобили по завышенной цене, мексиканские наркокартели отмывают деньги через американские банки.

Торговля с подозрительной нагрузкой

Наиболее очевидные перекосы GFI отмечает в таких государствах как Сьерра-Леоне, где 39,8% международных торговых операций с развитыми странами классифицированы как подозрительные, Грузия (34%), Ботсвана (31%) и др. В Беларуси эта доля составляет 17%, что несколько ниже среднемирового уровня и меньше, чем у Украины (18%), Казахстана (18,4%), Армении (18,6%), России (21,2%), Кыргызстана (23,2%), а также таких стран как Болгария (17,4%) или Польша (19,2%).

Таким образом, подозрительными, по оценкам GFI по итогам 2015 г. были экспортные операции Беларуси с развитыми странами на $1,65 млрд. и 6,1 млрд. по импорту. Для сравнения – у Польши – $3,1 и 42,3 млрд. соответственно, России – $31 и 64,8 млрд, Казахстана – $7,7 и 16,5 млрд, Украины – 4,4 и 1,9 млрд.

Cумма сомнительных торговых операций в мире составляет $1,1 трлн., что втрое больше, чем 10 лет назад, утверждает GFI. А Управление ООН по наркотикам и преступности полагает, что в прошлом году через международную торговлю, криптовалюты и банковский сектор было «отмыто» около $2 трлн.

Отчасти такой рост связан с увеличением объема мировой торговли и совершенствованием методов выявления каналов грязных денег. Сегодня разоблачением легализации незаконных доходов в мире заняты не только правоохранительные органы, но и множество международных неправительственных организаций: от МВФ (Direction on Trade) и ООН (Comtrade) до журналистского консорциума ICIJ, опубликовавшего «панамское досье» и иные разоблачения.

В исследовании GFI не затрагиваются денежные потоки между развивающимися странами. Между тем здесь проблем тоже хватает. Например, Цетробанк РФ неоднократно заявлял, что через белорусские и казахстанские «схемы» из России выводятся десятков миллиардов долларов. Например, по оценкам ЦБ, только в 2012-2013 гг. из России было выведено около $61 млрд., в т.ч. почти 47 млрд. — через «союзные» схемы". В их основе лежит фиктивный импорт, когда российские компании оплачивают не существовавшие в реальности поставки товаров из Беларуси и Казахстана на счета третьих лиц. Поэтому Центробанк РФ периодически рассылает рекомендации по проверке подлинности товаро-сопроводительных документов и иной информации – вроде знаменитых писем от 17.04.2013 № 73-Т и от 7.08.2013 № 150-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Не наш метод

Значительная часть доклада GFI посвящена скандалам в банковском секторе, связанным с разоблачении случаев отмывания «грязных» денег. При этом в нарушениях оказались замешаны крупнейшие банки мира, в т.ч. швейцарский UBS, голландские ING и Radobank, немецкий Deutsche Bank, датские Goldman Sachs и Danske, австралийский Commonwealth Bank of Australia (CBA). Все они были оштрафованы на сотни миллионов долларов, в т.ч. за поблажки в приеме наличных без надлежащего контроля источников происхождения денег.

Белорусский банковский сектор пока в громких «отмывочных» скандалах не замечен. Но они аукнутся нам по-другому. В последнее время в Евросоюзе развернулась кампания по повышению эффективности финансового надзора, которая может свести к минимуму возможности белорусов по открытию зарубежных счетов без разрешения Нацбанка. С 2015 г. в ЕС провели две реформы законов и правил по противодействию отмыванию денег. Один из последних крупных законодательных пакетов был одобрен в апреле 2018 г. и вступит в силу во всех странах Евросоюза с 2020 г.

Все еще впереди

В зоне особого внимания остаются операции с криптовалютами. Их роль в теневой торговле и легализации преступных доходов давно стала темой отдельных исследований, таких как доклад мониторинговой компании Chainalysis. В частности, там отмечается, что если 2017 г. было зафиксировано сделок, связанных с отмыванием через Etherium, на $17 млн, то в 2018-м — на $36 млн. Несмотря на снижение котировок биткоина, объем теневых транзакций с их участием в прошлом году был стабильным и достиг $603 млн. д после рекорда 2017 г. – $707 млн. Теперь активность в даркнете снова растет. Ежедневный приток биткоинов на нелегальные торговые площадки оценивается примерно в 2 млн. долларов. И это лишь менее 1% общей экономической активности в сети. Большая часть активности переместилась на популярный русскоязычный маркетплейс Hydra, который к сегодняшнему дню принял в криптовалюте уже более $780 млн. – на 14% больше, чем AlphaBay.

Большинство незаконно полученных средств в 2018 году проходила через традиционные централизованные биржи (64,3%) и p2p-биржи (11,9%), а 23,8% – на другие конверсионные сервисы – микшеры, биткоин-банкоматы и гемблинг-сайты.

Авторы доклада обнаружили интересную закономерность: наибольший приток криптовалюты наблюдается по пятницам и субботам, а пик вывода – на понедельники. Аналитики Chainalysis объясняют это ростом спроса на наркотики в выходные дни. Получается, что курс криптовалют в какой-то степени связан с наркотрафиком. Люди покупают наркотики в начале выходных, когда у них больше свободного времени на приватный браузинг, а драгдилеры конвертируют криптовалюту в наличные в понедельник, говорится в докладе.

В текущем году, по мнению Chainalysis, следует ожидать перемещения криминальной активности из даркнета в зашифрованные приложения (Telegram, Signal, WhatsApp). Криптовалюты будут еще интенсивнее использоваться преступными группировками для мошеннических схем, отмывания денег и нелегального гемблинга. По данным Chainalysis есть случаи, когда криминальные группировки берут под свой контроль биржи и майнеров, используя их для отмывания «грязных» денег.

***

В докладах и не упомянут «белорусский след» в даркнете. Впрочем, исследования Chainalysis касаются только 2018 г, а GFI – вообще 2006 – 2015 гг. Так что изучение деятельности нашей недавно открывшейся криптобиржи и теневых последствий декрета № 8 еще впереди.

В апреле в Вашингтоне должен быть представлен новый пакет рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Ожидается, что в нем особое место будет уделяться регулированию рынка криптовалют, как наиболее непрозрачного с точки зрения возможностей по отмыванию денег. Напомним, в соответствии с резолюцией Совбеза ООН от 2005 г. рекомендации FATF являются обязательными стандартами для выполнения государствами — членами ООН, в том числе и Беларусью. До сих пор FATF вполне позитивно оценивала результаты борьбы с легализацией незаконных доходов в нашей стране. Хотелось бы, чтобы создание особых налоговых режимов в отдельных сферах деятельности и районах не вытолкнули нас за черту.

Беларусь до сих пор не сделала реальных шагов по присоединению к соглашениям об автоматическом обмене налоговой информацией (CRS) и о сотрудничестве между компетентными органами разных государств ((MCAA). Правда, имеется ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, в основном, со странами СНГ, а также более 60 договоров об избежании двойного налогообложения, где, среди прочего, предусматривают обмен информацией по налоговым вопросам. Появляются и новые документы. Так, 5 февраля вступил в силу Протокол между Нацбанком и Комитетом госконтроля РБ с Федеральной налоговой службой (Российская Федерация) о взаимодействии в сфере валютного контроля. В нем предусматривается обмен информацией о практике контроля за соблюдением валютного законодательства, о мерах по его совершенствованию, совместные аналитические исследования и практическая помощь. Так что регуляторы и контролеры найдут способ узнать как можно больше интересного о попытках своих подопечных заработать побольше, отдавая государству как можно меньше...


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page