
У поблажек, которые мы принимаем за либеральные реформы, бывает странный вкус. Вот 18 апреля президент отменил наконец указом №151 «лжепредпринимательский» указ № 488. Бизнес добивался отмены такого одиозного документа с момента его появления в 2012 г. Удовлетворить эти требования представители Минфина и МНС обещали почти весь прошлый год. Получается, дождались?
Не совсем. Основные нормы отменяемого указа с весьма серьезной «добавкой» вошли в новый Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января. Так, согласно п. 4 ст. 33 НК налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
б) основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
в) отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
С отменой указа № 488 упраздняется «лжепредпринимательский» реестр, сотрудничество с фигурантами которого грозило множеством неприятностей. Но признаки операций, по которым у контролеров могут возникнуть претензии, не только сохраняются, но и расширяются. При этом указом № 151 Департаменту финансовых расследований даются полномочия составлять, заключения об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налоговых обязательств, и направлять их компаниям, в отношении которых они составлены. Кроме того, юрлицам и ИП, с которыми совершали такие хозперации компании, в отношении которого составлено заключение, ДФР будет направлять информацию об этих операциях, с предложением самостоятельно сделать корректировку налоговой базы и причитающихся налогов. Иными словами, контрагентам нарушителей предложат «добровольно» доплатить налоги по операциям, которые покажутся контролерам сомнительными: если товар фактически не поставлен, работы не выполнены, услуги не оказаны. Разумеется, компании, по которым составлены заключения, как и их партнеры, тут же становятся кандидатами на внеплановые проверки.
По сути, это ничем не лучше норм указа № 488. С точки зрения проверяющих так даже проще: не надо утруждаться процедурой включения каких-то субъектов в реестр. Зато риски для бизнеса даже возрастают: поли узнай, кто из партнеров окажется «героем» очередного заключения и «потянет» за собой тех, с кем когда-нибудь имел дело. Придется быть вдвойне осмотрительным при заключении сделок, причем полных гарантий никакое изучение доступных источников не даст. И это не считая риска обвинения в том, что основной целью операции была не коммерческая выгода, а стремление заплатить поменьше налогов. Но это – тема отдельного разговора.
Правда, п. 5 ст. 33 НК требует, чтобы основания, указанные в п. 4 ст.33 НК, устанавливались с учетом доказательств, собранных проверяющими и/или представленными правоохранительными органами. Но это уже дело ревизорской техники. Вряд ли кому-то здесь поможет ссылка на декларируемый в НК принцип презумпции добросовестности. Конечно, любой плательщик признается добросовестным, пока иное не будет доказано на основании документально подтвержденных сведений. Но если такие сведения обнаружатся, плательщику самому придется доказывать, что контролеры что-то проглядели.
Если процесс отмены указа № 488 затянулся, то преемственность его норм превзошла всякие ожидания. Новые полномочия ДФР И КГК вступают в силу задним числом – с 1 января 2019 г. А нормы НК насчет корректировки налоговой базы распространяют свое действие на проверки, проводимые назначенные после 1 января 2019 г. То есть и на проверяемые периоды, начавшиеся задолго до этой даты, например, 5 лет назад. Так что, старые схемы налоговой минимизации проверят на новый лад…