Формат деятельности Совета по развитию предпринимательства заметно меняется с принятием Указа от 11.05.2019 № 173. Особенно интересные перемены произошли в составе совета и его отношениях с деловыми союзами.
Целью Совета, как постоянно действующего консультативного органа при президенте страны, провозглашается обеспечение взаимодействия деловых кругов с государственными органами и организациями на принципах сотрудничества и взаимного доверия. Принципы эти реализуются довольно своеобразно. Госорганы сотрудничают лишь с теми, кого сами сочтут достойными доверия. Другой стороне (т.е. бизнесу) выбирать не приходится.
Руководить советом, как и ранее, будет первый заместитель премьер-министра Александр Турчин. Сам же совет сократился с 26 до 20 членов. Его покинут председатель "БАМАП" Николай Боровой директор БСПН им. М.С.Кунявского Жанна Тарасевич, председатель "БелАПП" Анатолий Харлап, председатель РСПП Александр Швец, а также генеральный директор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Павел Горбач и исполнительный директор Аналитического центра "Стратегия Ярослав Романчук. Разумеется, покинет совет и Сергей Румас, зачисленный в него еще до назначения премьер-министром.
Согласно официальному релизу в совете остались лишь руководители (собственники) субъектов хозяйствования. Среди них тоже сделана небольшая ротация. В совет вошли гендиректор СЗАО «Серволюкс» Евгений Баскин, гендиректор ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Александр Денисов, директор ООО «АСТОИНВЕСТ» Надежда Матвеенок. В результате в совете резко сокращается доля представителей малого бизнеса. Советоваться власти интереснее с такими предпринимателями, как П.Топузидис, В. Байко ("Конте-Спа"), А.Мошенский ("Санта Бремор"), Н.Мартынов ("Марко"), А. Шакутин ("Амкодор"). Н.Сыса ("Протос"), А.Сериков («Марк Формэль»), С.Новиций («ХЕНКЕЛЬ БАУТЕХНИК»), И. Чернявский (Туровский молочный комбинат).
Такие перемены выглядят вполне логично. С точки зрения чиновников, гораздо удобнее иметь дело со специально отобранными отдельными бизнесменами, чем с функционерами бизнес-союзов, пытающимися донести до властей проблемы и чаяния нескольких сотен предпринимателей. А уж слушать либеральные поучения популярного блогера вообще ни к чему – их и так усердно тиражирует несколько интернет-ресурсов.
Впрочем, игнорировать предпринимательские союзы (ассоциации), в том числе отраслевые, власти пока не намерены. Из их числа Совет сформирует перечень официальных партнеров, с которыми будет взаимодействовать на постоянной основе. Какие именно союзы для этого подойдут, Совет решит сам. Признанные партнерами бизнес-союзы смогут вносить предложения для рассмотрения на заседании Совета, а их представители – участвовать в этих заседаниях и обсуждении внесенных на рассмотрение вопросов, получать протоколы с принятыми решениями.
Декларируемые задачи Совета выглядят весьма внушительно. Это подготовка предложений по формированию условий, стимулирующих развитие частного сектора, повышение инновационной и инвестиционной активности, по усилению социальной ответственности бизнеса, совершенствованию деятельности государственных органов в сфере регулирования предпринимательской деятельности и инвестиций, цифровизации экономики и внедрению информационных технологий, эффективному использованию финансовых средств для развития и поддержки предпринимательства, координация деятельности областных (районных) советов по развитию предпринимательства, согласование проектов нормативных актов, направление в госорганы и организации предложений по совершенствованию законодательства, взаимодействие с госорганами по вопросам обеспечения защиты собственности, реализации единообразной практики применения делового законодательства и т.п. Совет имеет право вносить предложения по доработке проектов нормативных правовых актов, приостановлению или отмене актов, мешающих бизнесу. Впрочем, эти предложения обязательны для рассмотрения, но не для исполнения. Так что чиновники могут их скорректировать по своему усмотрению или вообще отклонить под любым благовидным предлогом. Все это, наряду с отраслевыми и территориальными общественно-консультативными советами и рабочими группами, формирует хрупкую структуру диалога бизнеса и власти. Того самого, в котором бизнес имеет лишь право совещательного голоса, а власть – все возможности принимать окончательные решения по своему усмотрению.