Болтовня – штука заразная. Когда вокруг много болтают, иной раз тоже тянет поболтать. Например, модная тема: чего ради идти на выборы? Действительно, зачем? Чтобы победили люди или партии, чьи ценности и программы я разделяю, которым доверяю и которые, придя к власти, сделают что-то хорошее. Для страны и ее населения. А что мы имеем?
С разделением все очень так себе, с доверием – еще хуже. С шансами на победу – вообще никак. Независимые кандидаты допускаются лишь в таких дозах, чтобы от них ничего не зависело.
С делами в парламенте – меньше чем никак. Потому что нет практической пользы от пары-тройки голосов «против», когда остальные дружно тискают кнопки «за». В придачу влияние парламента на жизнь белорусов ганебно мало. Значительную часть решений власть проводит мимо «палатки» – указами, декретами и постановлениями. Бывает, найдется несколько активистов, создающих информационные поводы, задающих острые вопросы, рассылающих запросы и предложения. К сожалению, нет толку от той же пары-тройки хороших людей, демонстративно дозволенных в парламент и ни на что там не влияющих. Нужна коалиция, поддержка, союзники и единомышленники, способные вместе завалить особо пакостные законопроекты. А если ничего этого нет, то нечего топтаться.
Чем, собственно, вам, господа аналитики-политологи, так не нравится бойкот? Говорите, из-за него кандидатам от оппозиции ничего не светит, кроме маргинализации? Так у меня для вас сенсационная новость. Им давно ничего не светит. И маргинализовались они по самое-самое. Тоже давно и далеко. Дальше только по ветру развеяться. Поэтому назовите более вескую причину, зачем играть с заведомым шулером в его игру, обрекая себя на полный проигрыш?
Для чего этот мазохизм? Именно так называется подобная игра. Если, конечно, вы не готовы схватить шулера за рукав, где спрятан лишний туз, и огреть канделябром, поймав с крапленой колодой.
Не готовы – тогда к чему вся суета? Чтобы доставить начальству удовольствие снова ощипать лохов- избирателей? А затем торжественно объявить úrbi et órbi об очередной элегантной победе, подтверждающей легитимность режима?
Самое смешное, что легитимность режима от явки избирателей практически не зависит. Просто потому, что никто не станет оспаривать его право властовать. Россия и Китай одобрят, поздравят и признают – сами такие же. Еще Венесуэла с Зимбабве, Ираном и Вануату присоединятся.
Запад немного поморщится, по привычке осуждающую резолюцию промямлит. Дескать, что ж это вы демократические стандарты попираете. Нехорошо. Мы выражаем озабоченность. И даже глубокую – если кого-то в процессе выборов побили-посадили. При этом Запад все равно будет иметь дело с имеющейся властью – больше-то не с кем. Украине и Грузии не до нас – своих проблем полно. И все оправдают себя тем, что выборы – внутренне дело каждой страны. А если местное население тихо-мирно продолжит заниматься своими делами – так тому и быть. Потому что памяркоўнасць. Никаких массовых бурных протестов и акций гражданского неповиновения не будет. Тем более, что власть за долгие годы научилась не перегибать палку без особой необходимости. Зачем зря амортизировать дубинку, если можно стукнуть рублем. Не менее эффективно, но гораздо выгоднее.
Не стану утверждать, что такая кромешность категорически неизбежна. Теоретически ничто нельзя считать абсолютно предрешенным. Даже результаты выборов в Беларуси. Но вероятность победы кандидатов «не от власти» микроскопическая.
Ну, допустим, сознательный народ пришел, увидел, проголосовал против всех или испортил кучу бюллетеней. Или, предположим, большинство населения проявит высокую гражданственность. Массово придет на выборы и проголосует за кандидатов "не от власти". Дальше что? На результаты выборов это никак не повлияет. Наблюдателей у нас избиркомовцы регулярно защемляют в угол без обзора, к подсчету голосов их не подпускают, прозрачные урны у нас не в моде. При нашей избирательной системе нужное количество правильно заполненных бюллетеней благополучно заместит испорченные оппортунистами бумажки. Благо нашлепать бюллетени у нас можно в любом нужном и непотребном количестве. В результате парламент опять будет укомплектован избранниками от «нерушимого блока» чиновников и хозяйственников. По отдельности многие из них вполне милые люди. Но в депутатских креслах они делают то, что им велят не избиратели, а клерки из администрации.
Поскольку выборы изначально фальсифицированы, то участие в них совершенно лишено смысла. Если народ отдал чиновникам свой конституционный статус носителя суверенитета и источника власти, то добровольно они его не вернут. Не помогут ни петиции и перебранки в интернете, ни беззубые ультиматумы отчаявшихся одиночек, ни фейковые призывы провокаторов.
Все, что можно сделать на таких выборах – показать власти, что в реальности ее поддерживает куда меньше людей, чем она воображает. Власть, конечно, от этого не испугается и не убежит. Беспокоиться, пожалуй, будет. Но не сильно. Если же помянутое большинство проявит настойчивость и станет активно протестовать, то власти, несомненно, пойдут на сколь угодно жесткие и даже жЭстачайшые меры, чтобы погасить, разогнать и растоптать протесты. И зайдет при этом так далеко, как потребуют обстоятельства.
Каждый в этих обстоятельствах «играет как умеет» – в меру способностей и интересов. Власти в принципе пофиг: не придете – нарисуем нужную картинку и будет все как прежде. Оппозиционные политики занимаются "политикой" – как они ее понимают, в тех пределах, в каких она еще осталась и в рамках имеющейтся скудной сметы. Аналитики-политологи пытаются уверить публику, что кое-какая политика в стране все-таки есть. И они в ней якобы сами-таки разбираются и другим объяснят. И строптивцев, которые мудрых речей не слушают и кiпiнкi строят, приструнят. Единственным доступным аргУментом: что ж вы, спадары, других критикуете, а сами ничего не предлагаете и не делаете?
Собственно, чего тут критиковать – лишний раз констатировать битые-перебитые факты. Что вам такое предложить, чего активисты-оппозиционеры не знают и захотят сделать? Ну, в последний раз. Чтобы авторитарный режим отказался от власти в результате демократических выборов, его (режим) надо сначала крепко припереть к стенке. Чтобы победить на выборах надо изменить их правила. Заменить избирком, эксклюзивно обслуживающий одного незаменимого победителя, на честных, неангажированных людей. Не позволить их запугать или купить. Добиться равноправной агитации для всех кандидатов в период предвыборной компании. Заставить всех кандидатов участвовать в публичных дебатах. Обеспечить независимое наблюдение на выборах. Нейтрализовать попытки помешать выборам, от кого бы они ни исходили.
Главный вопрос: кто все сделает? Суд, милиция, прокуратура, парламент, местные администрации, профсоюзы, политические партии? Гарант конституции? Oops, не надеетесь? Правильно. При нашем трогательном неразделении ветвей власти, сросшихся в единой вертикали, на это ни единого шанса.
Есть лишь один гарант. Тот самый, который по конституции источник власти. Уговорите его слезть с диванов и побыть источником всерьез – будут выборы. Настоящие. Только этому гаранту-источнику нужны вожаки, способные его повести так далеко, как потребуют цели и ситуация. Дальше, чем способна зайти власть ради сохранения своих кресел. Одной трепотней в соцсетях здесь не отделаться. Тут требуются особые меры. Никакая сетевая и медийная агитация-пропаганда не заменит революционную организацию и активные меропрятия на местности. Дело это хлопотное, чреватое кучей неудобств и даже опасностей. Потому как по действующему законодательству такая активность запросто квалифицируется похлеще, чем несанкционированное шествие и аплодисменты одной ладонью. Борьба с властью за власть всерьез, воспринимается действующей властью как явный экстремизм со всеми вытекающими последствиями. Даже если протесты будут абсолютно мирными, получить на них разрешение у тех, против кого собираются протестовать, затруднительно. Да еще им же заплатить кругленькие суммы за акции протества. Выводить без соизволения властей народ на улицы рикованно. А на баррикады – и подавнно. Особенно, если желающих выходить по пальцам пересчитать можно. Зачастую там жрналистов и милиции больше. Бывает, конечно, стихийная волна. Но для этого нужно довести население до чрезвычайной крайности. Чтобы никакой памяркоўнасцi не хватило.
Других вариантов не существует. Потому как те, кто брезгует революцией и мечтает о тихой-мирной эволюции, чаще всего получает вместо того и другого консервацию. Того что есть. И будет есть много, с аппетитом. Всерьез и надолго. Что мы, собственно, и имеем уже 25 лет…