top of page

КАК ПОЛИТИКА УНИЧТОЖАЕТ РЕЙТИНГ


Международное рейтинговое агентство Standard & Poor снизило до «негативного» прогноз по суверенному рейтингу Беларуси. При этом рейтинг, оценивающий платежеспособность белорусского правительства по долгу в иностранной валюте, подтвержден на «мусорном» уровне «В».

«Негативный прогноз отражает растущие риски для финансовой стабильности национальной банковской системы, которая преимущественно контролируется государством, из-за конвертации сбережений граждан в иностранную валюту и частичного снятия депозитов, которые ускорились в течение августа после спорных президентских выборов», - говорится в релизе агентства.

За август физлица сняли со счетов в белорусских банках $350 млн, а крупные кредитные организации потеряли значительную часть депозитов. В то же время Нацбанк РБ потратил $1,4 млрд из ЗВР на погашение государственного долга и продажу валюты на рынке, чтобы затормозить девальвацию белорусского рубля, который в конце августа обновил исторические минимумы к доллару и евро. Впрочем, и до того резервы, достигавшие $ 7,9 млрд покрывали лишь 2,6 месяца импорта при минимально рекомендуемом МВФ нормативе в 3 месяца, отмечает S&P.

Внешний долг страны составляет $40 млрд, из которых 18 млрд - государственные обязательства. Около половины этих займов краткосрочные, то есть нуждаются в погашении или пролонгации в ближайшие 12 месяцев.

«Повышенная неопределенность после спорных президентских выборов может оказаться продолжительной. – отмечается в релизе S&P. – Это, в свою очередь, может повлиять на экономический рост Беларуси и ее способность получить доступ к иностранным рынкам капитала в следующие 12-18 месяцев, что окажет давление на рейтинги».

В настоящее время президент Беларуси отказывается вступать в переговоры с представителями оппозиции для урегулирования затянувшегося кризиса. Выход из текущей сложной ситуации может быть особенно затруднен ввиду отсутствия в Беларуси независимых институтов, которые могли бы стать заслуживающим доверия независимым арбитром и помочь эффективно разрешить возникшие противоречия, полагают в S&P. В течение многих лет властные полномочия были сконцентрированы в руках президента, а система сдержек и противовесов между различными государственными органами была ограниченной. При этом у страны нет опыта передачи власти в ходе выборов. Впрочем, агентство давно обращало внимание на слабость институциональных механизмов Беларуси. К примеру, в начале апреля специалисты S&P указывали, что из-за высокой степени централизации власти процесс принятия решений является труднопредсказуемым, а система сдержек и противовесов между государственными институтами весьма ограничена. Правда, тогда в агентстве не ожидали каких-либо значительных изменений политической ситуации в стране в ближайшие несколько лет. Так что нынешние события S&P не предвидело.

Период повышенной политической неопределенности в стране может затянуться, обусловливая ряд рисков для Беларуси в кратко- и среднесрочной перспективе, полагают в агентсве.

По мнению S&P, риски, связанные со стабильностью банковской системы Беларуси в краткосрочной перспективе, возросли. В агентстве отмечают, что тенденция конвертации депозитов в иностранную валюту и последующего частичного оттока средств из банковской системы в течение августа 2020 г. усилилась. Поэтому S&P поместил рейтинги ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "Банк БелВЭБ" в список CreditWatch Negative в связи с риском длительного давления на ликвидность».

В настоящий момент белорусские банки подвергаются возрастающему давлению на показатели ликвидности ввиду того, что отток депозитов и повышенный спрос на иностранную валюту, которые отмечались в первом полугодии 2020 г., недавно усилились, говорится в пресс-релизе S&P, посвященном рейтингам перечсиленных банков. Усиление политической неопределенности, связанной с оспариванием результатов президентских выборов, состоявшихся в августе 2020 г., обусловило повышение спроса граждан на иностранную валюту и привело к значительному обесценению белорусского рубля относительно иностранных валют. Это повышает риски в банковской системе Беларуси.

Отток депозитов в первые 8 месяцев 2020 г. был управляемым, поскольку белорусские банки располагали достаточным запасом ликвидности. Согласно данным Нацбанка РБ, коэффициент покрытия ликвидности (отношение высоколиквидных активов к чистому ожидаемому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней) по банковской системе составлял более 155% по состоянию на 1 января тг. и 133% – на 1 августа при минимальном требуемом уровне — 80%. Кроме того, риски, связанные с оттоком депозитов в банковской системе отчасти компенсирует высокая доля безотзывных депозитов (около 2/3 срочных депозитов физлиц на 1 июля тг.). По мнению агентства, риски значительного оттока депозитов могут оставаться актуальными в оставшиеся месяцы 2020 г. в том случае, если политическая неопределенность и волатильность курса сохранится, а также доверие к банковской системе страны будет продолжать слабеть.

Если отток депозитов и перевод средств в иностранную валюту продолжатся, это может привести к быстрому истощению валютных резервов, доступных для правительства, считают специалисты S&P. Если такой сценарий реализуется и альтернативных вариантов не будет, то руководство страны может оказаться перед выбором: продолжать удовлетворять повышенный внутренний спрос на иностранную валюту либо изолировать средства Нацбанка, чтобы использовать их для нужд центрального правительства, предупреждает S&P. Второй вариант, если он будет выбран, способен подорвать стабильность банковской системы и привести к реализации рисков условных обязательств.

Конвертация депозитов также оказала давление на национальную валюту, которая обесценилась примерно на 20% в этом году. Это, в свою очередь, увеличило долговую нагрузку правительства, поскольку более 95% обязательств госсектора номинировано в иностранной валюте. В S&P прогнозируют, что долг расширенного правительства-нетто вырастет с 24% ВВП в конце 2019 г. до 35% по состоянию на конец 2020 г. В агентстве считают такой уровень долговой нагрузки умеренным, поскольку он ниже долговой нагрузки общественных секторов на многих других развивающихся рынках.

График погашения долга госсектора останется напряженным, несмотря на определенные улучшения в последние годы, отмечают в S&P. Санкции, объявленные ЕС, волатильные ожидания в отношении развивающихся рынков и относительно слабые экономические показатели Беларуси даже до начала пандемии COVID-19 указывают на то, что правительство может не иметь доступа к международным рынкам капитала в ближайшие месяцы. При этом агентство принимает во внимание традиционно высокую культуру выплаты долга в Беларуси и отмечает, что большая часть государственных заимствований на 2020 г. уже выполнена. Это устраняет риски рефинансирования до конца текущего года — начала 2021 г. Однако предстоящие выплаты долга в иностранной валюте остаются значительными, составляя почти $3 млрд (5% ВВП страны) в год в 2021-2022 гг. в сравнении с $7,5 млрд (13,8% ВВП) валютных резервов центрального банка по состоянию на 1 сентября 2020 г. после их 15-процентного сокращения в августе.

Ожидается, что Россия планирует предоставить Беларуси новый кредит для поддержки валютных резервов, а также кредит объемом до $1 млрд для рефинансирования предыдущего долга с наступающими сроками погашения. Тем не менее остается неясным, будут ли эти намерения полностью реализованы. В прошлом между двумя странами регулярно возникали разногласия, в том числе относительно российских кредитных линий для Беларуси и условий поставок углеводородов. По мнению S&P будущая финансовая поддержка со стороны России может зависеть от политических уступок со стороны Беларуси, и некоторые из них могут оказаться неприемлемыми для страны. Позитивным фактором агентство считает тот факт, что руководство двух стран недавно достигло соглашения в отношении изменения условий российского двустороннего кредита, предназначенного для финансирования строительства АЭС: начало выплат перенесено на 2 года, процентные ставки также уменьшились. Это обеспечит определенное послабление.

В отсутствие поддержки со стороны России возможности Беларуси по обеспечению альтернативных кредитных линий S&P считает ограниченными, по крайней мере в краткосрочной перспективе. А привлечение новых кредитных линий от международных финансовых институтов, включая МВФ, в текущей политической ситуации выглядит невозможным.

И, наконец, помимо возникших краткосрочных рисков, S&P также отмечает рост рисков для среднесрочного экономического прогноза. В различных организациях, связанных с государством, проходили забастовки, однако, их влияние на экономику, вероятно, будет ограничено. Гораздо важнее, что текущие события негативно повлияют на технологический сектор Беларуси. После выборов работа интернета была прекращена на несколько дней, что, вероятно, подорвет доверие иностранного и белорусского бизнеса к IT-сектору, который являлся важным фактором экономического роста в последние годы.

По прогнозу агентства, ВВП Беларуси в текущем году сократится на 4% при инфляции в 6% и дефиците бюджета в $1,4 млрд (2,5% ВВП). Учитыавая, что в долларовом выражении экономика страны за последние 6 лет сжалась на 31% c $79 млрд в 2014 году до 55 млрд., расплата за политический кризис будет очень жестокой...




Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page