На совещании президента и правительства 21 января прозвучали новые требования по ответственности за экономические преступления. Еще недавно власти обещали декриминализацию в этой сфере, смягчение наказаний и прочие поблажки. Теперь ветер переменился.
Совмину поставлена «капитальная задача» – внести «самые жесткие меры за нарушение законодательства по налогообложению. За образец велено принять «американские законы». Идея кажется весьма перспективной. «Никто критиковать не будет - оплот демократии. – заявил А. Лукашенко. – Там налогообложение регулируется жестко, и за неуплату налогов там бешеные сроки. А у нас целые отрасли уходят в тень, и мы на это спокойно смотрим».
Действительно, в Штатах налоговые преступления относятся к наиболее опасным деяниям в экономической сфере, а соответствующие санкции, собранные в разделе 26 Свода законов США, весьма разнообразны. Впрочем, и все налоговое законодательство, пожалуй, куда сложнее белорусского, а вся структура ветвей власти и законодательства отличается от нашей еще больше.
Бешеные сроки
К уголовной ответственности за налоговые преступления в США могут привлекаться не только физические лица, но и юридические. При этом в делах по уклонению от уплаты налогов, изучается налоговый статус корпорации, а также индивидуальный статус обвиняемого должностного лица, чтобы установить, в чьих интересах оно действовало. Ведь если компания уходит от налогов, значит это нужно конкретным людям, набивающим свои карманы, но руководители в любом случае считаются виновными в преступном заговоре.
В США возможна как гражданско-правовая, так и административная, и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства. По степени тяжести преступления там подразделяются на 2 категории.
Первая группа – мисдиминоры (misdemeanor — менее тяжкие). Здесь виновным признается лицо, которое не уплатило любой исчисленный налог, не подало в установленный срок налоговую декларацию или иной полагающийся отчет. Максимальный штраф здесь составляет до $ 25 тыс., возможно и лишение свободы на срок до 1 года. Частному лицу, которое обманывает своего работодателя, представляя ему намеренно ложную информацию относительно налоговых льгот или намеренно не предоставляя ее, грозит штраф в размере $ 1 тыс. и (или) лишением свободы сроком до одного года. Штрафы за отдельные нарушения существенно выше, чем у нас (как, впрочем, и заработки), а некоторые примерно равны.
Вторая группа – фелони (felony — тяжкие), включает умышленные преступные деяния, направленные на уклонение от уплаты налогов, лицом, осознающим противоправность своих действий. Именно по признакам умысла и осознания налоговая оптимизация различается от налогового преступления. В этом состоит применяемый в США метод «усеченных составов», которого так не хватает в белорусском законодательстве для эффективного применения доктрины «основной цели».
Тот, кто умышленно пытается любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога, предусмотренного Сводом законов США, а также от соответствующего платежа, виновен в совершении фелони. Наказание здесь куда серьезнее, но и суммы нарушений по нашим меркам зачастую астрономические. Например, умышленная попытка любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога грозит штрафом до $ 100 тыс., в некоторых случаях до 250 тыс., а также лишением свободы на срок до 5 лет, за намеренное представление налоговому органу фальшивой декларации или иного содержащего ложную информацию документа, подделка подписей и записей в бухгалтерских регистрах, иные действия, направленные на сокрытие имущества и доходов – такой же штраф и до 3 лет тюрьмы. За иные налоговые преступления, вроде незаконного оборота марок, купонов, билетов, алкоголя и табачных изделий, штрафы поменьше, но тюремный срок в основном ограничивается 5 годами. Исключение – нелегальная торговля оружием – здесь можно сесть и на 10 лет. Штрафы для корпораций, признанных виновными в подобных нарушениях налогового законодательства, составляют до $ 500 тыс.
Кроме того, с нарушителя налогового законодательства взимается скрытая от казны сумма налогов, штраф в размере 5% от нее и 50% суммы, которую можно было бы получить, если положить эти деньги в банк по стандартным ставкам. Таким образом, выгода от неуплаты налогов может обернуться весьма серьезными убытками – в 2-3-кратном размере.
Для сравнения у нас сроки по ст. 243 УК составляют от 3 до 7 лет – в зависимости от суммы ущерба, в России по ст. 199 УК РФ – тоже до 6-7 лет. Плюс взыскание недоплаченных налогов, штрафы и пеня. Так что по части жесткости и бешенства сроков мы .американцами на равных, если не круче.
Действительно бешеными в США можно считать сроки, установленные знаменитым законом Сарбейнса-Оксли за обман инвесторов и намеренное искажение финансовой отчетности: от 10 до 25 лет тюрьмы плюс штрафы до $5 млн. Но в Беларуси о таком и заикаться не стоит. У нас манипуляции с курсовыми разницами, амортизацией, переоценкой активов прямо предписаны указами и постановлениями правительства. Так что пенять за недостоверность отчетности государство может лишь само на себя.
Кстати, в США налоговиков карают за преступления против налогоплательщиков и бюджета не менее строго. За намеренные нарушения в сборе налогов и начисление их в излишних размерах полагается штраф до $10 тыс. и (или) лишение свободы на срок до 5 лет. Вымогательство у налогоплательщиков или сговор с другими лицами с целью нанести ущерб США, путем подложных подписей и ложных записей в учетных регистрах и иных документах, грозит штрафом до $10 тыс. и (или) лишением свободы до одного года, а разглашение налоговой информации – штрафом до $5 тыс. и (или) лишением свободы до 5 лет.
Весьма интересны обстоятельства, исключающие и смягчающие уголовную ответственность за налоговые преступления в США. Здесь в качестве уважительных причин, способствующих смягчению наказания, могут приниматься незнание закона (если обвиняемый докажет, что в силу различных обстоятельств он не мог и не должен был знать о налоговых обязанностях, а потому не имел сознательного намерения уклониться от уплаты налогов), намерение уплатить налог позднее из-за нехватки средств, добровольное содействие в раскрытии преступления и возмещении ущерба, состояние здоровья, а также… добросовестное исполнение консультаций советов юриста или бухгалтера. Тем за вредные советы мало не покажется, но это – отдельная тема. Смягчает участь уклониста и хорошая репутация.
Жесткие посадки
По данным Службы внутренних доходов США (IRS), американский бюджет за последние 10 лет потерял более $ 3 трлн. из-за неуплаты налогов. Но смотрят на это в Вашингтоне довольно спокойно – судя по количеству «налоговых» дел. К примеру, в прошлом году IRS возбудило 1598 дел, из которых 945 было доведены до уголовного расследования, а 593 человек осуждены. Впрочем, половина этих дел касалась разнообразных преступлений, имеющих лишь косвенное отношение к налогам. Фактически за уклонение от налогов в США привлекается к суду немногим более 500 человек в год, реально сажают примерно половину, а средний срок «посадки» – всего 18 месяцев. Конечно, особо злостные уклонисты, получают «на всю катушку», скандалы с VIP-персонами гремят на весь мир. Но чаще всего инцидент исчерпывается расчетом с американской казной.
Для сравнения в Беларуси по «налоговой» статье 243 УК в 2011-м году было осуждено всего 135 человек, в 2018 г. – 209, в 2019-м – 155, а в I полугодии 2020 г. – 42. С поправкой на масштаб экономик и численность населения, американцам с нами по жесткости опять не тягаться.
Где справедливость
Сравним еще кое-что. Платить налоги никто не любит. Но чем больше государство пытается выжать из бизнеса и граждан, тем меньше у них желания платить. К примеру, МВФ отметил в США снижение налоговой нагрузки за последние 3 года с 26,78 до 24,3%, а в Беларуси оценивает ее в 37,8%. Правда наш Минфин уверяет, что нагрузка 25-26% (без учета ФСЗН), но вопрос не только в том, какую долю забирают, а сколько реально денег остается у налогоплательщиков.
А потому, если уж власти так озаботились социальной справедливостью, им полезно поинтересоваться хотя бы системой американских вычетов по подоходному налогу: на иждивенцев и лечение, крупные покупки и учебу, занятия спортом и благотворительность. Если с этим помягче, то и спрашивать пожестче за уклонение будет справедливо. Может, даже проблема «зарплат» в конвертах» сама отпадет.
В придачу, американцы весьма щепетильно относятся к самому процессу введения налогов. Собственно говоря, именно протест против роста фискальной нагрузки породил эту страну. Так что, пытаясь заимствовать американский опыт, мы тут же наткнемся на его главный принцип: no taxation without representation (нет налогам без представительства), традиции «Бостонского чаепития», их последователей из Tea Party movement, конспекты Генри Торо и Билль о правах, 2, 4 и 5 поправки, а также многих других вещей, способных наклонить любую вертикаль…
Comments