top of page

Честная премия за чистую прибыль


Директорам у нас быть богатыми не полагается. Размеры их зарплат ограничены так называемым коэффциентом соотношения, а для получения премий и бонусов надо целые горы показателей свернуть. Причем очередные нормативные новшества поднимут эти горы еще выше.

Речь идет об изменениях, которые внесены постановлением Совмина от 26.10.2021 № 612 в правила оплаты труда руководителей предприятий, утвержденные постановлением Совмина № 597. Между прочим, это уже 15-я поправочка за 8 лет – нет предела совершенству мотивации и стимулирования труда топ-менеджеров.

Постановление № 597 печально известно ограничением зарплат руководителей 8-кратным коэффициентом соотношения их средней заработной платы со средней в целом по организации – причем, независимо от форм собственности. Эта норма осталась без изменений. Скорректирован лишь порядок расчета фактического значения коэффициента. Зарплата руководителя здесь по-прежнему исключается, но в среднесписочной численности он будет считаться полноценной единицей. А вот полученные им поощрительные выплаты – премии, бонусы и тп. при расчете коэффициента в фонде зарплаты учитываться не будут. Это открывает новые горизоныты мотивации. Но другие нормы тут же их загоняют в социально справедливые рамки.

Самое интересное новшество – изменения условий премирования руководителей. До сих пор вопрос лишения руководителей премий, бонусов и иных вознаграждений решался помесячно, теперь это может быть любой период. Появилось еще одно основание для лишения премий и бонусов – просроченная задолженность за газ. Впрочем, если на конец года все-таки удастся рассчитаться за энергоносители и коммунальные услуги, половину этих выплат директора все-таки получат.

Как и ранее, одним из оснований лишения премий и бонусов является рост убытка, но теперь – не только от реализации продукции, товаров (работ, услуг), но и чистого убытка. Это выглядит довольно логично: ведь директор отвечает за конечный финансовый результат работы предприятия. Стало быть, справедливо оставить его без премии, если убытки от инвестиционной и финансовой деятельности превысят прибыль от реализации продукции. Но есть одна неувязочка. Текущую прибыль у нас часто «съедают» убытки от очередной значительной девальвации рубля. Получается, что за обвал рубля своим карманом придется отвечать директорам госпредприятий. Им остается только уповать на столь же очередной указ, который разрешит традиционные бухгалтерские манипуляции с курсовыми разницами. Впрочем, конкретный показатель убыточности будет устанавливаться собственником имущества или органом, заключившим контракт.

Условия выплат годовых бонусов тоже несколько меняются. До сих пор такие поощрения в размере до 10% прироста чистой прибыли по итогам года выплачивалось в размере не более 12 окладов включительно, за выполнение прогноза по чистой прибыли за год и иных ключевых показателей эффективности работы руководителей. При этом бонус исчислялся пропорционально количеству выполненных прогнозных показателей, но не выплачивался, если хотя бы 2 из них не выполнялись. Теперь это ограничение отменено, а прогноз по чистой прибыли в списке теперь обособленно не выделяется. Это тоже вполне логично – как правило, чистая прибыль и так входила в перечень KPI, ежегодно устанавливаемых правительством для руководителей госпредприятий, наряду с рентабельностью продаж, темпами роста экспорта и снижением затрат. Впрочем, показатели социально-экономического развитии страны на текущий год засекречены постановлением Совмина от 17.02.2021 № 93-дсп – вместе со списком KPI для руководителей всех уровней. Может там уже и прибыли нет – праздношатающейся публике такие нюансы знать не положено. Тем не менее, директора госпредприятий теперь смогут получать кое-какие бонусы, даже если часть доведенных свыше секретных показателей выполнить не удастся.


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page