top of page

Госсектор может раскрыться в МСФО


В Беларуси предлагается обязать госпредприятия, у которых сумма выручки за предыдущий отчетный год превысит 100 млн. BYN, начиная с 2018 года, составлять за отчетный и последующие годы годовую консолидированную или индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Такие нормы предусмотрены проектом указа, опубликованным на сайте Минфина.

Это требование будет касаться республиканских и коммунальных унитарных предприятий, государственных объединений, а также на хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) принадлежит государству.

Отчетность по МСФО таких предприятий придется подписывать (утверждать) их руководителям и (или) иным лицам (органам), уполномоченным на то законодательством или уставами таких госпредприятий и хозяйственных обществ. Затем данная отчетность, вместе с аудиторским заключением, должна представляться не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, министерствам, концернам, исполкомам, в подчинении которых находятся (в состав которых входят) госорганизации, или в управление которым переданы акции (доли в уставных фондах) хозобществ. Кроме того, данная отчетность должна будет размещаться на сайтах этих госпредприятий и хозобществ в Интернете не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

Компании, на которые распространится действие указа, смогут не составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность, установленную ч. 2 п. 7 ст. 14 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Также в проекте отмечается, что главные бухгалтера этих организаций должны иметь сертификат профессионального бухгалтера, выданный Минфином.

Напомним, в настоящее время составлять и представлять для публикации годовую консолидированную финансовую отчетность по МСФО обязаны только общественно значимые организации. Таковыми признаются открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозобществам, банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации.

Государственные организации, у которых в соответствии со ст. 17 Закона «Об аудиторской деятельности» ежегодно проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности, составленной по белорусским стандартам, обяжут не позднее 31 июля года, следующего за отчетным, размещать эту отчетность вместе с аудиторским заключением и стратегию развития на своих сайтах в Интернете. Напомним, такие организации подлежат обязательному аудиту, если их выручка за предыдущий год превышает 5 млн. евро. До сих пор предприятия с долей государства освобождались от обязательного аудита, если у них проводилась проверка в рамках ведомственного контроля. Но, поскольку с 1 января 2018 г. в соответствии с Указом от 16.10.2017 № 376 ведомственный контроль упраздняется, то избежать независимого аудита госпредприятиям не удастся. Помнится, такие меры входили в число условий сотрудничества с МВФ (которое, впрочем, все равно сорвалось), а также значится в числе мер по реализации Программы социально-экономического развития РБ на 2016–2020 годы. Здесь в п. 81 значится законодательное закрепление обязанности по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО за государственными организациями, отвечающими определенным критериям. Таким критерием станет выручка в 10 млн. BYN – сумма довольно солидная. Например, у ОАО «Жабинковский сахарный завод» выручка за прошлый год составляла более 195 млн. BYN, Витебского мясокомбината - 134 млн, у "Лидсельмаша" - более 42 млн. Впрочем, это акционерные общества, которые и так обязаны составлять отчетность по МСФО в соответствии с ст. 17 Закона о бухучете. Так что теперь к нескольким сотням таких общественно-значимых организаций добавится примерно 50-60 госпредприятий.

Принятие указа станет серьезным прорывом в совершенствовании корпоративного управления в нашей стране. Отчетность по МСФО может показать реальное финансовое положение госпредприятий, а транспарентность корпоративной информации позволит инвесторам и обществу в целом оценить, как обстоят дела с управлением государственной собственностью. Но само по себе наличие отчетности по МСФО не гарантирует улучшение управления и привлечение инвестиций. Нужно еще, чтобы новые требования добросовестно исполнялись, а информация из отчетности компетентно использовалась, в т.ч. при государственном планировании, начислении дивидендов, изъятии части прибыли в фонд национального развития в соответствии с Указом № 637 и для других целей.

К сожалению, пока ничего подобного не предвидится. Правила листинга эмиссионных ценных бумаг в ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“, утв. протоколом заседания Наблюдательного совета БВФБ от 11.09.2017 № 23, тоже не требуют наличия отчетности по МСФО даже от компаний, претендующих на включение в котировальный лист первого уровня. А потому только узкий круг специалистов сможет оценить, насколько отличаются стоимость активов, прибыль и показатели, на основании которых начисляются налоги и составляется государственная статистика от гораздо более реальных данных, содержащихся в отчетности по МСФО. Теоретически, это знание может быть полезно для инвесторов (если таковые найдутся) и топ-менеджмента - если он научится использовать данные отчетности в своей деятельности. Между тем, для некоторых госпредприятий новые требования могут оказаться весьма обременительными. Для составления отчетности по МСФО придется, скорее всего, привлекать сторонних специалистов. При этом расценки на трансформацию станут настоящим стрессом для руководителей и главбухов госпредприятий. Кстати, последних еще ждет серьезное испытание в ходе аттестации на получение сертификата профессионального бухгалтера. Так что 100-миллионный лимит, пожалуй, выглядит разумным компромиссом между стремлением к транспарентности госсектора и целесообразностью дополнительных расходов на ее обеспечение.

Особый вопрос - будет ли выполняться должным образом новый указ? Скажем, пока не заметно, чтобы иные общественно-значимые организации (не считая банков) утруждались публикацией отчетности по МСФО на своих сайтах. Учитывая, что каких-либо конкретных санкций за неопубликование отчетности в белорусском законодательстве нет, то и отношение к данной обязанности зачастую довольно пренебрежительное. Впрочем, у нас и за достоверность бухгалтерской отчетности даже по национальным стандартам никто всерьез не отвечает, не говоря уже об отчетности по МСФО

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page