top of page

Цифровая повестка ЕАЭС не терпит криптореволюционеров


Последние сводки с мировых криптовалютных полей выглядят угрожающе. Регуляторы разных стран наперебой наезжают на криптобиржи и майнеров, инициаторов ICO и любителей рассчитываться виртуальной денежкой. Похоже, что в грядущей цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС тоже будет трудно найти уютное местечко для вольных упражнений с криптовалютами. А потому приходится осаживать захватывающие планы превращения в цифровые крипто-Васюки, чтобы не ссориться с соседями по союзу.

Заявления, прозвучавшие в Алма-Аты на форуме "Цифровая повестка дня в эпоху глобализации", свидетельствуют, что некоторые белорусские революционные новации явно не вмещаются в пределы евразийской интеграции. Так, премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков неожидано заявил на форуме, что наша страна "не рассматривает возможность допуска криптовалюты во внутренний оборот и не ставит такую задачу". По мнению главы правительства, этот рынок настолько «трансграничен и глобален, что отдельно взятой стране думать о том, что если она где-то вырвется в каких-то направлениях, это будет ее исключительным успехом, это в принципе невозможно». Мы, оказывается, "просто попытались урегулировать отношения по основным инструментам - технологии блокчейн, майнинга, использованию криптовалют" - но только в рамках регуляторной площадки, то есть Парка высоких технологий". Вот, ежеди там "будет что-то серьезное получаться", то еще подумаем, что сделать на своем внутреннем рынке, за пределами "регуляторной песочницы".

По сути, премьер-министр дезавуировал нормы Декрета № 8, позволяющие операторам криптоплатформ совершать (организовывать) сделки с резидентами и нерезидентами РБ, направленные на размещение токенов, в том числе за рубежом, приобретение и (или) отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, обмен токенов на иные токены в интересах клиентов либо в своих интересах. Но даже такой каминг-аут несколько запоздал. Российские власти, кажется, уже заподозрили, что Минск умышляет «цифровую прачечную» для обслуживания некоторых граждан РФ, желающих выводить капиталы и скрывать свои доходы. По сути, именно на это прозрачно намекнул первый заместитель главы Банка России Сергей Швецов.

«Мы смотрим, как будет организована эта торговля. Боюсь, что нам придётся блокировать сайты, предоставляющие доступ гражданам РФ. – цитирует С. Швецова Прайм-ТАСС. – Если оценка покажет вредоносность сервисов, которые будут предоставляться со стороны белорусского проекта, то мы предпримем меры по блокировке сайта».

Пока не ясно, как ЦБ станет оценивать «вредоносность»: по факту или потенциально. Наткнувшись на такие перлы Декрета № 8, как подп. 4.2, объявляющий, что «токены не относятся к средствам в значении, определенном законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», можно заподозрить все, что угодно. Жесткие "наезды" на криптовалютный рынок нынче в моде повсеместно: от США до Сингапура и от Нигериии до Китая и без подобных откровений. А уж открытое выведение цифровых операций из поля зрения антиотмывочного контроля явно даром не пройдет.

Совершенно случайно в преддверии вступления в силу Декрета № 8 Банк России 2 февраля открыл в Краснодаре первый Центр компетенции по противодействию нелегальной деятельности на финансовом рынке страны. Этот центр займется выявлением структур, работающих без лицензий (разумеется, российских) и внесение их в базу данных, противодействие финансовым пирамидам, «черным кредиторам», лжестраховщикам, нелегальным форекс-дилерам, сбор информации об организаторах мошеннических схем, инициирование проверок и применение мер воздействия к правонарушителям. Разумеется, этого добра у наших соседей и своего хватает. Но в число «клиентов» Центра могут попасть и белорусские структуры, если российские регуляторы сочтут, что их деятельность позволяет гражданам и компаниям РФ скрывать свои доходы и выводить активы.

Забавно, что в то же время Минфин РФ предлагает создать специальные офшоры для организованных торгов криптовалютой, например, на острове Русский, во Владивостоке и острове Октябрьский в Калининградской области. В принципе, с таким подходом согласен и Центробанк. Его глава Эльвира Набиуллина заявила, что ее ведомство согласен разрешить в РФ майнинг, но обмен криптовалют надо «вывести за пределы страны из-за высоких рисков, которые несут эти операции».

Напомню, проект закона Минфина РФ «О цифровых финансовых активах» предполагает налогообложение доходов от майнинга и обмена криптовалют. Поэтому российские власти заинтересованы в том, чтобы деятельность структур, предоставляющих услуги обмена криптовалют за рубежом, была прозрачной и подконтрольной, большинство сделок совершались на территории России, а информация о них поступала налоговикам.

Игнорировать подозрения и мнение «большого брата» затруднительно. Остается попытаться развеять первые и направить второе в мирное русло. Поэтому г-н Кобяков выдвинул сразу 2 инициативы, способные отвлечь московских коллег от конкретного наезда на шибко продвинутых криптоэнтузиастов-белорусов. Первая – интеграция цифровой инфраструктуры стран ЕврАзЭС, которая предполагает введение единых стандартов и общее управление физической инфраструктурой, формирование полноценных цифровых транспортных коридоров в направлении "Восток - Запад". Вторая инициатива – переход от согласованной политики в цифровой сфере к единой стратегии стран-участниц Союза. Сейчас, по словам А. Кобякова, «вместо объединения усилий мы в лучшем случае движемся параллельным курсом». Чтобы параллели пересклись, премьер предложил создать «общую программу цифровой трансформации ЕврАзЭС, причем не на уровне общих принципов и подходов (они и так понятны), а с конкретными мероприятиями и сроками их реализации».

К сожалению, даже беглое сравнение норм Декрета № 8 и российских "цифровых" законопроектов показывает, что принципы и подходы у нас не слишком общие и не всегда понятны. А когда дело доходит до конкретики, то выяснется, что над общностью и пониманием придется еще немало поработать…

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page