top of page

Россельхознадзор провел встречную проверку белорусского экспорта-импорта


Нехорошее это занятие что-то с чем-то сравнивать. К примеру, заглянул давеча Россельхознадзор в открытые статистические материалы ITC (Международная конференция по торговле и развитию ООН) – UN COMTRADE – и с удивлением обнаружил там кучу несоответствий данным государственной статистики в Беларуси об объемах поставок плодоовощной продукции из третьих стран. Тема эта для наших партнеров по ЕАЭС очень болезненная, потому как касается возможных нарушений не только в системе контроля безопасности реэкспортной продукции, но и санкционной. Той самой, которую в России принято не пущать, а в случае поимки – безжалостно уничтожать.

Оказывается, чтобы не оказаться под гусеницами бульдозеров и попасть на столы несознательных россиян, европейская «санкционка» прикрывается белорусскими документами. К такому выводу Россельхознадзор пришел в ходе исследования, основанного на отчетах 132 стран мира об экспорте овощей и фруктов в 2012-2017 гг. Результатом этого титанического труда стало обвинение Беларуси в манипуляциях статистическими данными об объемах ввоза стран происхождения плодоовощной продукции.

В пресс-релизе Росссельхознадзора утверждается, что с момента введения в августе 2014 г. правительством РФ «контрсанкций» резко возросли поставки в Беларусь фруктов и овощей. Если в 2013 г. они в сумме не превышали 606,4 млн. USD, то в 2014 г. – удвоились до 1229,6 млн., а в 2015-м – до 1865,3 млн. В частности, экспорт фруктов всего за год вырос с 443,3 млн. USD до 869,6 млн., а овощей – с 163,1 млн. до 360 млн. USD, еще за год – до 1375,1 млн. и 490,2 млн. USD. Неудивительно, что в 2016 г., несмотря на протесты Беларуси, Россельхознадзор усилил контроль на административной границе. Это позволило отчасти сократить поступление витаминов в меню россиян: поставки в РФ из Беларуси сократились до 1551 млн. USD (1074,7 млн. USD плоды и 476,3 млн. – овощи).

Интересно, что российские «контрсанкции» не отразились на импортных предпочтениях Беларуси. На пике закупок в 2015 г. ведущими поставщиками плодоовощной продукции в Беларусь оставались страны-члены ЕС (Польша, Испания, Литва, Нидерланды, Италия, Греция), в меньшей степени - страны СНГ (Молдавия, Украина) и закрывали список поставщиков иные страны – Турция, Китай, ЮАР, Сербия. В 2016 г. в белорусской статистике география поставщиков заметно расширяется. Среди них появились столь экзотические страны как Нигерия, Судан, Танзания, Уганда, Йемен, Бурунди, Бенин, Сомали, Кот-Д’Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Буркина-Фасо, Либерия, Сьерра-Леоне и др.

Однако сопоставление объемов импорта плодоовощной продукции, заявленных в белорусских декларациях и в отчетах стран-экспортеров, показало резкое несовпадение объемов экспорта-импорта.

Так, в 2016 г. по белорусским данным, плодоовощная продукция к нам завозилась из 117 стран мира на сумму 1551 млн. USD. Но в реальности об экспорте в Беларусь отчитались только 48 стран, да и то всего на 1013 млн. USD. Получается, что 69 стран, в основном Африки, Азии и Центральной Америки и не подозревали, что имеют честь с нами торговать. Это дает российским контролерам веский повод обвинять Беларусь в массовой фальсификации документов о происхождении продукции, включая фитосанитарные сертификаты.

Например, в 2016 г. Гвинея Биссау не подтвердила экспорт на 33,4 млн. USD, Буркина-Фасо – на 26,9 млн, Мали – на 24,5 млн. Кроме того, сверка Россельхознадзора показала искажение белорусской отчетности и там, где торговые операции совершались.

В основном это традиционные поставщики из ЕС. Так, по данным Польши, в Беларусь было экспортировано плодовой продукции на 196,7 млн. USD, овощей – на 67,5 млн., а по белорусским – на 313,2 и 86, 2 млн, соответственно. Турция отчиталась о поставках на сумму 63,4 и 53,3 млн, соответственно, а Беларусь– на 138,4 и 130,7 млн. USD. Испания декларировала суммарные поставки на 13,4 млн. USD, а Беларусь заявила о закупках на 63,3 млн. USD Исходя из этих фактов, Россельхознадзор предполагает, что «недостача» овощей и фруктов на скромные 540 млн. USD поступили из Евросоюза, преимущественно - по нелегальным каналам.

Особо Россельхознадзор в статистике ООН огорчают операции Беларуси с Литвой. Если по нашим данным за весь 2016 г. из Литвы было закуплено плодоовощной продукции всего на 330 тыс. USD, то по литовским – на 478,6 млн. USD. Россияне подозревают, что из-за удобной логистики, Литва используется Беларусью для легализации поставок в Россию реэкспортной европейской продукции, в т.ч., с фальшивыми африканскими сертификатами.

Все это, по мнению Россельхознадзора свидетельствует о сомнительных логистических схемах поставок продукции по фальшивым сертификатам, в количествах и ассортименте, превышающим возможности белорусских аграриев. «Сдали» нас и карантинные органы африканских стран, сообщившие Россельхознадзору, что поставки нехарактерной для Африки продукции в Беларусь не осуществлялись. В итоге Россельхознадзор запретил ввоз плодовоовощной продукции через Беларусь 33 африканским странам.

Среди таких поставщиков числится немало так называемых, наименее развитых стран (LDC), которые по правилам ВТО пользуются значительными тарифно-таможенными привилегиями, отмечает Россельхознадзор. Если под видом продукции из LDC - стран поставлялась продукция из развитых стран-членов Евросоюза в Беларусь, а через неё в Россию и другие страны ЕАЭС, то бюджеты последних несут существенные потери из-за обложения «африканской» продукции минимальными пошлинами или вообще без пошлин.

Забавно, что Россельхознадзор упоминает, что некоторые белорусские СМИ, знакомые с данной темой, прямо указывали на занижение декларируемой стоимости такой продукции, что также уменьшает налогооблагаемую базу. Замечу, что некоторые из этих СМИ прямо указывали на аномальный рост экспорта-импорта овощей и фрукутов в 2015-2017 гг. Но, тогда это не вызывало столь резкой реакции Москвы.

Подобные заявления звучали и ранее. Так, в пресс-релизе от 31.03.2015 г. Россельхознадзор сообщал, что официальные данные белорусской таможенной статистики косвенно подтверждают: после введения Россией продовольственного эмбарго Беларусь стала транзитным каналом для поступления запрещенной продукции в Россию. При этом указывалось, что по целому ряду запрещенных Россией товарных позиций Беларусь порой многократно нарастила импорт из стран, подпавших под российские санкции. И одновременно по этим же позициям вырос экспорт белорусских товаров в Россию, в т.ч. «санкционных».

В частности, ввоз в Россию овощей вырос на 87,2%, до 262,5 млн. USD, фруктов – на 64% до 171 млн., рыбы и морепродуктов — на 44,1%, до 138,2 млн. Так, по данным белорусской статистики еще в 2014 г. значительно вырос импорт из ЕС в Беларусь капусты (на 175,6%), яблок и груш (на 73,9%), абрикосов, вишни, персиков и сливы (на 125,8%). Увеличение европейского импорта фруктов и овощей совпадает с пропорциональным ростом экспорта аналогичной продукции в Россию.

Тогда только ленивый не повторял, что Беларусь стала «упаковочным цехом» для импортеров норвежского лосося, а резкий рост импорта сырого и сухого молока из ЕС (прежде всего, из Польши и Литвы) понадобился для увеличения экспорта в Россию более маржинальных молочных продуктов — кефира, йогуртов, сливочного масла и сыров. Почему-то российские власти не предприняли каких-то жестких мер (не считая разовых претензий к отдельным предприятиям и партиям товаров). Между тем столь масштабные товарные потоки через Беларусь вряд стали возможны без надежного прикрытия, если не благословения свыше. Но тогда регулярно раздающиеся призывы наших властей расширить сотрудничество с африканскими странами приобретают довольно двусмысленный характер.

Теперь время расцвета «белорусских ананасов», кажется, прошло. Россельхознадзор объявил, что рассматривает возможность присутствия своих инспекторов при осуществлении отгрузок отдельных видов продукции непосредственно на территории Беларуси. Тогда партии, прошедшие такой контроль не будут дополнительно проверяться при въезде в Россию. Например, при согласовании таких мероприятий с белорусской стороной, Россельхознадзор, учитывая сезонность, считает целесообразным присутствовать при отгрузках земляники, предполагаемой к поставкам в Россию.

Еще в 2015 г. глава ассоциации Союзмолоко Андрей Даниленко предупреждал, что белорусам не стоит возлагать слишком большие надежды на продовольственное эмбарго – эластичность российского рынка имеет свой предел. Теперь вопрос стоит еще жестче: по мере развития собственного производства россияне последовательно выдавливают со своего продовольственного рынка белорусские предприятия. В придачу, с появлением обещанной единой системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе, у властей РФ появится мощный инструмент контроля за импортом на территорию ЕАЭС. И попытки подменить страну происхождения, как и сомнительные цифры плодоовощного экспорта-импорта вполне могут оказаться благовидным предлогом для самых жестких мер по ограничению поставок любого продовольствия из Беларуси восточному соседу.



http://www.fsvps.ru/fsvps/print/news/26076.html

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page