top of page

АУДИТ БЛИЗКОГО БУДУЩЕГО: сюрпризы регулирования и ответственности


Белорусским аудиторам и их клиентам законодатели готовят интересные сюрпризы. Первых ждет усложнение условий входа на рынок, обязательное объединение в ассоциацию и страхование профессиональной ответственности, регулярный контроль качества и штрафы за нарушение установленных требований. Вырастет и ответственность за непроведение обязательного аудита, а его критерии несколько изменятся.

Все эти новшества планируется внести в Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» – с целью «совершенствования государственного регулирования аудиторской деятельности с учетом международного опыта и практики применения», а также для формирования единого рынка услуг в области аудита в ЕАЭС и создания равных условий для его участников.

Ряд норм проекта, опубликованного на сайте Минфина, пожалуй, покажется публике отходом от декларируемых в последнее время либеральных шагов в регулировании аудита и бизнеса вообще. Но на самом деле речь идет в основном о восстановлении в этой сфере необходимого уровня регулирования, соответствующего современной мировой практике. В остальных странах ЕАЭС большинство предлагаемых норм уже внедрены и в значительной мере соответствуют подходам, изложенным в Директиве 2006/43/ЕС по обязательному аудиту годовой и консолидированной отчетности в ред. Директивы 2014/56 ЕС.

Международные стандарты

В частности, предлагается ввести в республике международные стандарты аудиторской деятельности (МСА), для его закон дополняется новой статьей 17-1. Ожидается, что иностранным инвесторам будет гораздо спокойнее вкладывать свой капитал в белорусскую экономику, зная, что бухгалтерская отчетность инвестируемых компаний не только составлена по МСФО, но и ее достоверность подтверждена в соответствии с международными нормами. Заодно белорусский аудит получит шанс улучшить качество работы и интегрироваться в мировое профессиональное сообщество.

Порядок введения в действие в Беларуси в качестве технических нормативных правовых актов МСА и кодекса этики профессиональных бухгалтеров будут определять Совмин и Нацбанк. Национальные правила аудиторской деятельности, внутренние правила Аудиторской ассоциации, аудиторских компаний и аудиторов-ИП не должны противоречить МСА.

Реестр вместо лицензии

В республике будет создан реестр аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, аудиторов. Это обязательное условие создания единого рынка аудиторских услуг ЕАЭС: в России, Казахстане, Кыргызстане и Армении такие реестры давно имеются. Поскольку запись в реестре станет обязательным условием осуществления аудиторской деятельности, а исключение из него означает изгнание с рынка, новый механизм по сути, заменит некогда отмененное лицензирование – в сочетании с другими новшествами.

Осуществлять аудиторскую деятельность компании и ИП будут вправе только с даты включения сведений о себе в реестр. Сведения, содержащиеся в реестре, будут размещены на сайте Минфина в свободном доступе.

Аудиторским организациям, аудиторам–ИП, аудиторам придется в 3-дневный срок уведомлять Минфин обо всех изменениях в таких сведениях и нести ответственность за их достоверность. В случаях, перечисленных в статье 5-1, которой дополняется закон, сведения будут исключаться из реестра – до устранения нарушений, на год или на 3 года. Так что у исключенных будет шанс вернуться на рынок – если их место не займут конкуренты. Отмечу, что организация, сведения о которой не внесены в реестр в течение 3 месяцев с даты госрегистрации или в случае исключения сведений о ней из реестра, лишаются права использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Например, в случае выявления недостоверных данных в сведениях, представленных для включения в реестр, можно «вылететь» из него на 3 года, а за занятие чем-то кроме аудита и профессиональных услуг или нарушение требований конфиденциальности, предусмотренных ст. 22 Закона, – на год. Замечу, что данная статья предусматривает не только неразглашение сведений о клиенте, но и их передачу контролирующим, правоохранительным и судебным органам в определенных случаях. Так что отказ предоставлять им информацию обойдется аудиторам дороговато.

Юрлицам и ИП, сведения о которых исключены из реестра, придется в 60-дневный срок завершить оказание услуг по ранее заключенным договорам и прекратить осуществление аудиторской деятельности.

Все в ассоциацию

Второй шаг по упорядочиванию рынка – обязательное членство аудиторских компаний и аудиторов - ИП, осуществляющих обязательный аудит, в Аудиторской ассоциации. Эта структура должна объединить имеющиеся в настоящее время 3 аудиторских объединения. Их руководители и крупнейшие компании, кажется, уже дали согласие на такое слияние. Таким образом, в республике появится саморегулируемое объединение, которому предстоит вести диалог аудиторов с государственными органами, вырабатывать и продвигать консолидированную позицию участников рынка и осуществлять внешний контроль качества их работы.

Невнятный статус аудиторских объединений, описанный в ст. 8 закона № 56-З сменится четкой регламентацией прав, полномочий и обязанностей ассоциации. Это будет некоммерческая организация – орган самоуправления аудиторских организаций и аудиторов – ИП, которые станут ее учредителями. Впрочем, членами ассоциации смогут быть и иные физические или юридические лица.

Нельзя сказать, что ассоциация будет полностью самостоятельна. Ее устав и кандидатура председателя правления должны быть согласованы с Минфином. При этом председатель правления и его заместитель, избираемые на 4 года, не должны быть работниками аудиторских фирм или аудиторами-ИП.

Хотя ассоциация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, она сможет проводить образовательные программы и различные обучающие мероприятия, в т.ч. по подготовке будущих аудиторов. Ассоциация будет представлять интересы своих членов в государственных, общественных и международных организациях, вносить в Минфин предложения о совершенствовании законодательства в области аудиторской деятельности, обобщать опыт работы аудиторов, оказывать им методическую помощь, разрабатывать рекомендации по выполнению правил, МСА, и иным вопросам. Но ее главная задача – разработать и установить обязательные для соблюдения членами ассоциации внутренние правила аудиторской деятельности, контролировать их соблюдение и осуществлять контроль качества работы аудиторских фирм и аудиторов-ИП. Ассоциации придется утвердить по согласованию с Минфином кодекс профессиональной этики, внутренние правила по контролю качества определяющие, в частности, его формы, сроки и периодичность проверок.

Также ассоциация вправе принимать к своим членам дисциплинарные меры воздействия (от замечания до исключения), а также вносить в Минфин предложения о применении к ним административных мер ответственности за нарушения, выявленные в ходе внешнего контроля качества.

Для решения этих задач в ассоциации предстоит создать специализированные органы, которые будут заниматься контролем качества аудита, соблюдения требований законодательства, внутренних правил аудиторской деятельности ассоциации, кодекса профессиональной этики. Работники таких органов тоже не должны быть сотрудниками аудиторских фирм и аудиторами–ИП.

Один из ключевых вопросов – финансирование ассоциации. В проекте просто перечислены стандартные источники формирования имущества, присущие любой некоммерческой организации, включая взносы, но не устанавливается их обязательность. Впрочем, если членство в ассоциации станет непременным условием входа на рынок, избежать уплаты взносов не удастся никому. Дифференцированные размеры взносов ассоциация определит, исходя из затрат, необходимых для своего содержания – тоже по согласованию с Минфином.

Как видим, речь идет о саморегулировании лишь в строго очерченных рамках. По всем ключевым вопросам потребуется согласование с Минфином. Кроме того, ассоциация будет представлять в министерство сведения о включении/исключении своих членов, иную информацию и ежегодно – отчет о своей деятельности. Разочарую романтиков: полного саморегулирования нет и за рубежом – в Евросоюзе и США объединения аудиторов тоже подконтрольны и подотчетны каким-либо государственным органам. В придачу опыт саморегулирования в России оказался не слишком удачным Конкуренция между аудиторскими СРО не принесла нашим соседям существенных плюсов, а решения властей ее «добили». После ужесточения требований по числу членов СРО количество объединений за прошлый год сократилось с 5 до 2, причем у каждой были проблемы с массовостью. Кстати в России сейчас активно обсуждается вопрос передачи основных функций регулирования аудита Центробанку, причем функции СРО сократятся еще больше.


Административная рука на рынке

Законодатели, наконец, решили заняться всерьез борьбой с недобросовестной конкуренцией и демпингом в аудите. После принятия закона Совмин будет определять дополнительные требования к организации и проведению процедур государственных закупок аудиторских услуг, а также закупок аудиторских услуг за счет собственных средств.

Предлагается обязать аудиторские фирмы и аудиторов-ИП страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Напомню, такая обязанность существовала до 2014 г., как одно из особых условий лицензирования. С вступлением в силу закона № 56-З эта норма исчезла, хотя некоторые участники рынка продолжают страховаться по сей день – с рисками, обусловленными ответственностью по ст. 11 и 12 закона не шутят. Да и клиентам с такой гарантией спокойнее.

В свою очередь, у аудируемых лиц появится дополнительная обязанность – заранее предоставлять аудиторам информацию, необходимую для оценки возможности соблюдения принципа независимости;

Аудиторским организациям по-прежнему придется проводить аудит только силами штатных работников. Но на оказание профессиональных услуг это странное требование предлагается больше не распространять.


Обязательный аудит

Перечень организаций, подлежащих ежегодному обязательному аудиту, дополнили специальные финансовые организации, которые когда-нибудь будут создаваться в рамках Указа от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)». Но если СФО, участвующих в схемах секъюритизации долгов, скорее всего, будет немного, то изменение количественных критериев будет иметь гораздо более важные последствия. Предлагается установить, что обязательному аудиту будут подлежать организации, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год превысит 500 000 базовых величин (что пока почти эквивалентно нынешним 5 млн. евро) или сумма активов баланса на конец предыдущего отчетного года окажется более 100 000 базовых величин.

Аудиторские компании должны будут ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, предоставлять в Минфин перечень лиц, у которых они проводили обязательный аудит, для размещения на сайте министерства.

Обязательный аудит годовой консолидированной отчетности, составленной в соответствии с белорусским законодательством, можно будет не проводить, если за этот отчетный период аудируется годовая консолидированная отчетность, составленная по МСФО. Но такая поблажка мало что меняет для тех, чья годовая индивидуальная отчетность подлежит обязательному аудиту.

Министерствам, концернам и исполкомам планируется поручить принимать меры, чтобы обеспечить своевременное проведение обязательного аудита на подчиненных (подведомственных, входящих в состав, систему) организаций, если те не проведут его сами в положенные сроки. При этом госорганы «в случае необходимости» будут определять аудиторскую организацию, аудитора–ИП, которые проведут аудит таких организаций. Кстати, подменять независимый аудит ведомственный контроль более не будет – он упразднен Указом от 16.10.2017№ 376, а в законе № 56-З осталось только изъять часть 5.

Заодно отмечу, что определение независимости аудиторов существенно расширено. В частности, не будет допускаться проведение проверки аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц, имеющих общего (общих) с ней не только собственника имущества (учредителей, участников), но и находящихся в подчинении (ведении) одних и тех же государственных органов, либо акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление собственника имущества (учредителей, участников) аудиторской компании.

Перечень профессиональных услуг, которые вправе оказывать аудиторы, дополнит судебная экономическая экспертиза, судебная экспертиза по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав. Интересно, что в этот перечень так и не попала независимая оценка деятельности ликвидируемых субъектов хозяйствования, предусмотренная Декретом Президента от 28.02.2017 № 2 и постановлением Совмина от 4.07.2017 № 500.

Удаление с поля

Сегодня для участия в осуществлении аудиторской деятельности аудитору достаточно иметь квалификационный аттестат. Соответственно, его аннулирование – крайняя мера, угрожающая только своему обладателю лишением допуска к профессии. Но тут в законе имеется явный пробел. С одной стороны, нужны какие-то иные меры ответственности для аудиторов, пропорциональные тяжести проступков. С другой стороны, после отмены лицензирования в республике вообще не осталось никаких механизмов привлечения аудиторских организаций и аудиторов – ИП к ответственности за нарушения при осуществлении ими аудиторской деятельности. Теперь планируется такие механизмы создать.

Прежде всего, в ст. 25 закона уточняются основания для аннулирования квалификационного аттестата аудитора. Добавятся 2 новых: смерть аудитора и непредставление Минфину всей необходимой для проверки информации (документов), в т.ч. в электронном виде. Зато не будут аннулироваться аттестаты в случае невыполнения требования (предписания) об устранении нарушений, установленных при проверке, у руководителя организации или ИП, а также допущение аудитором грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, перечень которых устанавливается Совмином. Но радоваться тут нечего: за такие проступки, согласно проекту, аудиторские компании и аудиторы-ИП будут исключаться из реестра. Это наказание также грозит за осуществление иных видов предпринимательской деятельности, кроме предусмотренных законом № 56-З.

Такой подход давно внедрен в остальных странах-участницах ЕАЭС и соответствует нормам Директивы 2006/43/ЕС, требующими наличия действенной системы проведения расследований и применения санкций – для выявления, исправления и предупреждения ненадлежащего проведения аудита. Возможно ли создание такой системы у нас? Успехи ассоциации в деле контроля качества будут зависеть от целого ряда факторов. Скажем, в Директиве 2006/43/ЕС таковыми считают независимость системы от являющихся объектом контроля аудиторов и аудиторских компаний, наличие общественного надзора, надежное и независимое финансирование, наличие достаточных ресурсов, профессионализма и опыта, отсутствие конфликта интересов. А чтобы мы двигались к такой вершине без отклонений, белорусский Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) обогатится новой коллекцией санкций за нарушения в сфере аудита.


Штраф за штрафом

Планируется дополнить КоАП статьей 12.50, согласно которой за осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией, руководитель которой не имеет квалификационного аттестата аудитора, и (или) с нарушением требований к численности аудиторов, или с привлечением внештатных работников, более 3 месяцев подряд повлечет предупреждение, а свыше 6 месяцев – штраф до 50 базовых величин. Нарушение национальных правил аудиторской деятельности обойдется штрафом до 30 БВ, а игнорирование принципа независимости – до 100 БВ на руководителя аудиторской компании или аудитора-ИП.

Некачественное оказание аудиторских и профессиональных услуг, непредставление в соответствии с требованиями законодательства аудиторского заключения, несоблюдение принципов конфиденциальности, профессиональной компетентности и профессионального поведения повлечет предупреждение или штраф до 50 БВ, а работа без страховки – до 100 БВ. Если компания или ИП не позаботятся о включении сведений о себе в реестр, то такая оплошность грозит штрафом от 20 до 100 базовых величин, а если не предоставят в Минфин соответствующие сведения – то до 50 БВ.

Достанется и клиентам аудиторов. штраф за непроведение или несвоевременное проведение аудита предлагается увеличить с мало кого пугающих 30 базовых величин до 100 (ст. 12.31 КоАП). А чтобы компании не забывали вовремя сообщать Минфину о проведенном обязательном аудите, появятся и санкции «за забывчивость»: предупреждение или штраф до 30 базовых величин.

По мнению авторов проекта такие штрафы – более гуманная мера ответственности, чем исключение из реестра или аннулирование квалификационного аттестата, но заставят аудиторов тщательнее соблюдать нормы законодательства и позволяют в полной мере учитывать характер и вредные последствия совершенных проступков. К тому же вводимые санкции сопоставимы, а зачастую гораздо мягче, чем в других странах ЕАЭС, не говоря уже о Евросоюзе и США.

***

Таким образом, рассматриваемые поправки призваны повысить профессионализм аудиторов и качество аудита. Но никакой, самый совершенный нормативный акт, не способен стимулировать предложение высококачественных аудиторских услуг, если в обществе на них нет спроса. Такой спрос – производная второго порядка от потребности в достоверной финансовой отчетности, которая, в свою очередь, является производной от экономической модели, определяющей цели и интересы бизнеса и власти, инвесторов и менеджеров. Считается, что достоверная корпоративная отчетность – важный элемент современной экономики, без которого невозможно привлечение внешних и внутренних инвестиций, принятие обоснованных решений для эффективного управления. Остается, чтобы такие приоритеты не только признавались на словах, но и применялись на деле.

.

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page