top of page

Как найти защиту от протекционизма... у его главной жертвы


В конце мая первый вице-премьер Беларуси Василий Матюшевский заявил, что правительство удовлетворено ходом переговоров по вступлению в ВТО. Радость надежды, что 25-летняя эпопея в очередной раз близка к завершению, омрачают лишь новости из-за рубежа. Оказывается, между главными участниками ВТО наметилась грандиозная драчка, которая может разрушить весь смысл существования этой организации.

Помнится, заявка о присоединении к ВТО подавалась в далеком 1993 году. С тех пор процесс вступления в эту организацию то активизировался, то затухал, то снова оживлялся. За это время в ВТО спели вступить все страны СНГ и Евразийского экономического союза. При этом Россия и Казахстан сделали это, не дожидаясь нашу страну.

Теперь чиновники заявляют, что Беларусь планирует вступить в ВТО на тех же условиях, что и Россия. Таким образом, мы заведомо подстраиваемся под интересы нашего основного торгового партнера, на которого приходится 43,9% экспорта товаров, 57,2% импорта, и весь груз отрицательного сальдо. И, одновременно, того самого, с которым периодически вспыхивают молочные, мясные, цементные, нефтегазовые и прочие «войны». Странно надеяться, что членство в ВТО позволит избежать таких конфликтов впредь или увеличит шансы защитить интересы наших производителей и экспортеров в РФ по сравнению с условиями, созданными в рамках ЕАЭС. Скажем, 6 июня Россельхознадзор «выкатил» очередную порцию временных ограничений на поставки в РФ белорусской молочной продукции. Естественно, вскоре производителям и Минсельхозпроду РБ опять придется уверять, что никакого лишнего тетрациклина, альбендазола, не говоря у же о фальсификации растительными жирами в нашем молоке и сыворотке отродясь не бывало.

Конечно, приятно сознавать, что можно пожаловаться на притеснения партнеров не только в ЕЭК или Евразийский экономический суд, но в ВТО. Однако, как показывают последние события, инструменты этой организации по разрешению торговых споров серьезно поизносились.

Правила ВТО не остановили разгорающееся противостояние США с Китаем, в которое включились Евросоюз, Канада и Мексика. Глобализация этого конфликта может стать для ВТО едва ли не самым серьезным испытанием с момента существования этой организации.

Стремясь сократить дефицит торгового баланса, Вашингтон для начала «наехал» на Китай, с которым в прошлом году отрицательное сальдо достигло 375 млрд. USD. Столкнувшись с угрозой масштабных протекционистских мер, Пекин, вроде бы готов пойти на увеличение американского импорта на 200 млрд. USD в период до 2020 г. Но если это и произойдет, то, вероятно, за счет ущемления других торговых партнеров, прежде всего, из ЕС, Японии и Южной Кореи. Затем власти США с 1 июня ввели для производителей из ЕС, Мексики и Канады 25-процентные импортные пошлины на сталь и 10-процентные – на алюминий. В ответ Евросоюз намерен с 20 июня ввести ответные тарифы на американский импорт на 2,8 млрд. евро. Не исключено, что следом власти ЕС введут временные ограничения на импорт стали и проката и из других стран, чтобы поддержать европейские металлургические компании. Например в виде специальных квот и 25% таможенных сборов. Это ударит по производителям Турции, Украины и России, а заодно и Беларуси – как минимум, из-за избытка предложения и обострении конкуренции на рынке.

В ЕС действия США называют необоснованным протекционизмом, противоречащим правилам ВТО. Бьют тревогу международные организации. МВФ выражает обеспокоенность о перспективах экономического роста и рабочих мест в мире. Всемирный банк подсчитал, что в случае повышения тарифов в мире до максимума, допустимого по правилам ВТО, глобальный товарооборот может сократиться на 9%. Такой обвал в последний раз случился в период кризиса 2008–2009 гг. ОЭСР понизила прогноз роста мировой экономики на текущий год до 3,8%, поскольку угроза торговых ограничений начала негативно влиять на доверие, а пошлины ؘ– на инвестиции и рабочие места.

Американцев, кажется, не пугают ни такие прогнозы и обвинения, ни роль главного протекциониста. Президент Трамп через Tvitter обвиняет ближних и дальних соседей в ограничении торговли с США и требует от них открыть свои рынки и снять торговые барьеры. А министр торговли США Уилбур Росс 31 мая на саммите ОЭСР провозгласил, что США не боятся «эскалации» торговых споров с Евросоюзом пригрозил реакцией Трампа на «ответный удар» ЕС. Более того, г-н Росс заявил, что ВТО устарела и является «слишком упрощенной версией торговли и того, что в ней происходит». Такие слова сопровождаются резкими жестами. Американцы заблокировали новые назначения в апелляционном суде ВТО до тех пор, пока организация не обновит свои инструкции и правила. Получается, что суд ВТО может надолго оказаться полностью парализованным. Если так пойдет и дальше, то окажется, что к моменту вступления Беларуси в ВТО, эта организация полностью утратит возможность защищать кого бы то ни было. Впрочем, и ранее группа по урегулированию споров ВТО в связи с нарушением правил торговли под предлогом защиты интересов национальной безопасности никак не помогла, например, Грузии, Молдове и Украине оспорить введенные Россией ограничения на их товары и транзит. Сейчас аналитики прогнозируют такой же результат спору Евросоюза с США в рамках ВТО.

«… Логика холодной войны переносится на систему международной торговли, а европейские партнеры превращаются в опасных соперников. – пишет в «Ведомостях» генеральный директор «Спутник — управление капиталом» Александр Лосев. – В этой логике понятие национальной безопасности распространяется не только на угрозу вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций, но и на долю на внутреннем рынке США импортных автомобилей, электроники, стального проката или любого другого товара».

Oops, какая знакомая логика! Не забавно ли, что риторика американских властей трогательно напоминает заявления их белорусских коллег об импортозамещении всего и вся, защите внутреннего рынка, экономической безопасности. Г-н Росс, обосновывая введение пошлин на импорт стали и алюминия, ссылается на статью 232 закона США «О расширении торговли» (Trade Expansion Act), писанного в 1962 г. в разгар «холодной войны». Если такой пример окажется заразительным, то мир накроет не просто волна, а цунами тарифных и нетарифных ограничений. Многим покажется соблазнительным оградить внутренний рынок от чужих конкурентов, а те, в свою очередь, примут ответные меры. Победителей в таких войнах обычно не бывает. Зато во всем мире проиграют потребители, которым придется оплачивать амбиции политиков и корыстные интересы корпораций, лежащие в основе всякого протекционизма.

По иронии судьбы, Беларуси, как сообщил В. Матюшевский, в ближайшее время, удастся согласовать условия вступления в ВТО со всеми основными участниками... кроме США. «У них своя особая позиция, которую мы еще будем конкретизировать и выяснять», признал вице-премьер.

Учитывая, какую «особую позицию» предъявил миру Вашингтон при президенте Трампе, становится волнительно за «конкретизацию и выяснение». Правда, у нас с Америкой торговые отношения поскромнее, чем у участников помянутых выше скандалов. К примеру, в прошлом году Беларусь экспортировала в США товаров всего на 224,6 млн. USD, а импортировала – на 515,3 млн. Если даже для нас это около 0,8% экспорта и 1,1% импорта, то для США – менее 0,02%. Но если белорусские поставки в США в прошлом году выросли в 1,7 раза, то их импорт сократился на 26,4%. Правда, сальдо осталось в пользу янки, но мало ли что взбредет в голову мистеру Трампу, если он ненароком заметит такую динамику.

Похоже, что главным поборником свободной экономики и ценностей либерального рынка нынче будет Китай во главе с товарищем Си Цзиньпином – поскольку в последние годы именно он снимает основные сливки с этих ценностей.

Так, по сообщению Reuters, Китай с 1 июля снизит с 15,7% до 6,9% импортные пошлины на 1449 товаров из стран, для которых действует режим наибольшего благоприятствования. В частности, средний тариф ставка на одежду, обувь, головные уборы, кухонную утварь, спорттовары снизится с 15,9% до 7,1%, на бытовую технику, в т.ч. стиральные машины и холодильники, — с 20,5% до 8%, на продукцию аквакультуры и переработанные продукты питания –с 15,2 до 6,9%, на косметику и некоторые медицинские товары –с 8,4% до 2,9%, на импорт легковых автомобилей – с 25 до 15%, а автозапчастей –до 6%. Заметим, что речь идет о товарах, по выпуску которых Китай является мировым лидером. Поэтому трудно сказать, чем снижение пошлин поможет производителями из других стран в продвижении таких товаров на китайский рынок.

Между тем, американские власти заявили о намерении ввести 25-процентные пошлины в объеме 50 млрд.USD в размере 25% на товаров из КНР, «содержащие промышленно важные технологии, в т.ч. входящие в программу «Сделано в Китае 2025». Может, теперь у китайских компаний появятся дополнительные стимулы для создания сборочных производств в Беларуси? Опыта помощи в обходе санкций и построении разнообразных экспортно-импортных схем нам не занимать...

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page