top of page

Небурный роман с иностранным капиталом


В пятилетних программах социально-экономического развития регулярно ставится задача привлечения в Беларусь прямых иностранных инвестиций, желательно в уставные фонды. По мнению властей создание совместных компаний и производств, интеграция белорусских субъектов хозяйствования в производственно-инвестиционные цепочки транснациональных корпораций позволят повысить технологический уровень бизнеса, создать новые рабочие места, усилить позиции на традиционных, а также выйти на новые и перспективные рынки. Об этом много говорят в разных трибун, СМИ радуют публику точечными историями успеха. Но данные статистики показывают, что в реальности зарубежный капитал приходит в республику довольно скудно, а ТНК не торопятся кооперироваться с белорусскими предприятиями.

Так, по данным Белстата на 1 января т.г. в нашей стране числилось 6762 организаций с зарубежным капиталом –на 2,8% или 187 единиц больше, чем год назад, но на 5,7% меньше, чем на конец 2013 г. Таким образом, число компаний в этом сегменте растет активнее, чем в целом субъектов хозяйствования в республике (число юридических лиц за прошлый год сократилось на 0,8%, а индивидуальных предпринимателей – на 1,7%).

При этом 94% организаций с иностранными инвестициями созданы с участием резидентов всего 18 стран, в т.ч. 37,5% – Российской Федерации (рис. 1).

Основной рост тоже приходится на компании с участием резидентов РФ (+90), Украины и Китая (по 18). Зато по численности компаний после России лидируют, Литва, Кипр, Польша, Латвия и Германия. Отметим, что помимо 504 организаций с участием кипрского капитала, в нашей стране имеется 125 компаний с участием резидентов различных низконалоговых юрисдикций. Среди них 43 компании с участием резидентов Британских Виргинских островов, 10 – Белиза, по 4 – Гибралтара и Маршалловых островов, 3 – Панамы, по 2 – Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис и т.п. Так что признаки оффшоризации отечественной экономики явно имеются.


Более половины (54,4%) организаций с иностранными инвестициями зарегистрированы в Минске (годом ранее – 53,7%). Среди отраслей наиболее привлекательной для зарубежного капитала неизменно остается торговля (32% компаний), в меньшей степени – обрабатывающая промышленность (20,8%). Далее с большим отрывом идут операции с недвижимым имуществом – 9,6% компаний, 6,6% – информация и связь, 6,5% – транспорт, 5,7% – профессиональная, научная и техническая деятельность, 4,2% – деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг, 4,1% – строительство, 3,3% – услуги по временному проживанию и питанию.

В целом Белстат зафиксировал в прошлом году рост иностранных инвестиций в реальный сектор белорусской экономики на 13,7%, в т.ч. прямых – на 10,2%. Но уставные фонды компаний пополнялись из-за рубежа куда скромнее. Так, сумма вкладов в уставные фонды организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных в Беларуси на конец 2017 г., составила 2426,4 млн. USD – на 4,3% больше, чем годом ранее, но на 8,4% меньше, чем 3 года назад. (рис. 2).

Распределение вкладов в уставные фонды по странам представлено на рис. 3.

Мечты правительства о привлечении прямых иностранных инвестиций не в долговой форме не подкрепляются нормативными требованиями, налоговыми и иными стимулами. Во-первых, белорусский закон «Об иностранных инвестициях» не содержит каких-либо требований по размеру вклада зарубежного инвестора или его доле в уставном фонде. Поэтому никто и не старается его пополнять, тем более, что никаких льгот это не влечет. Тем не менее, за прошлый год в уставные фонды организаций поступило 337,9 млн. USD – на 16,2% больше, чем в 2016 г. Из этой суммы 26,8% приходится на Кипр, 17,9% – Нидерланды, 15,2% – Россию, 8,4% – Китай, 4,8% – Литву, 4,7% – Австрию, 3,4% – Эстонию, 3,2% – на Германию, 2,5% – ОАЭ, по 1,8% – на Турцию и Британские Виргинские острова, 1,1% – Польшу. На обрабатывающую промышленность приходилось 36,8% вкладов, 15% – на торговлю, 14,8% – операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг потребителям, 8,9% – профессиональную, научную и техническую деятельность, 8,6% – строительство, 7,8% – транспорт и логистику.

В то же время, прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за прошлый год составили по данным Белстата только 1246,8 млн. USD, что на 4,6% меньше, чем в 2016 г. Впрочем. отношение чистых ПИИ к ВВП в 2016-2017 гг. неизменно составляло 2,3% ВВП, отметил Нацбанк в обзоре "Финансовая стабильность Республики Беларусь-2017". Там также уточняется, что преобладающая часть прямых иностранных инвестиций в прошлом году представляла собой реинвестированные доходы в размере 0,7 млрд. USD. А чистый приток прямых инвестиций в нефинансовый сектор экономики, исключая сумму реинвестированных доходов, в 2017 г. составил 0,6 млрд. USD и оказался на 0,2 млрд. больше суммы, полученной в 2016 г. Добавлю, что "реинвестированной" можно считать всю нераспределенную прибыль, которая зачастую существует только на бумаге в силу определенных бухгалтерских правил. Так что сумма инвестиций, обеспеченных реальными активами, скорее всего, еще меньше.

С другой стороны, на 1 января т.г. в реальном секторе экономики накоплено 11 234 млн. USD иностранных инвестиций – на 14,7% больше, чем годом ранее. Из них 24% – российских, 18,1 – из Кипра, 7,4 – Турции, 7,1% – Соединенного Королевства, 6,5% – Нидерландов, 5,1 – Китая 2,9% – из Германии, по 2,8% – Катара, Литвы и Швейцарии. При этом 34% накопленных инвестиций приходится на обрабатывающую промышленность, 12,9% – на торговлю, 11,7% – информацию и связь, 10,9% – операции с недвижимостью, 9,6% – транспорт.

Несмотря на приток инвестиций и некоторое увеличение числа организаций с зарубежным капиталом, их удельный вес в большинстве экономических показателях почти не меняется (см. таблицу).

Удельный вес организаций с иностранными инвестициями в основных экономических показателях РБ, %

Как видим, в прошлом году несколько выросла доля компаний с иностранными инвестициями в розничном и оптовом товарообороте (на 2 и 0,2 п.п. соответственно), товарообороте общепита (+1,1 п.п.), но в выручке их доля сократилась на 0,2 п.п. Увеличилась доля компаний с иностранными инвестициями в экспорте (+0,4 п.п.) и импорте (+1 п.п.), но она осталась существенно меньше, чем в 2013-2015 гг. Зато, как и в прошлые годы, сальдо внешней торговли товарами таких компаний неизменно остается отрицательным: -7500,9 млн. USD в 2015 г. и -6707,5 млн. USD в 2016-м.

При этом 66,3% экспорта и 63,8% импорта приходится на компании с российским капиталом (рис. 4 а и 4б) . Именно они и «сделали» нам большую часть отрицательного сальдо – за счет поставок нефти и газа, на которые приходится более 39% импорта организаций с иностранными инвестициями. А вот с импортом оборудования для высокотехнологичных производств или с экспортом инновационной продукции, судя по структуре поставок пока особых достижений не видно (рис. 5 и 6).

Кроме того, за прошедший год средняя численность работников в компаниях с иностранным капиталом составила 395,7 тыс. человек – на 1,6% больше, чем в 2016 году. Для сравнения: общая численность занятого населения в республике сократилась за прошлый год на 1,2%, а среднесписочная численность – на 1,8%. Таким образом, приток зарубежного капитала не слишком заметно влияет на состояние рынка труда.

Очевидно с интеграцией с ТНК что-то не ладится. Некоторые из них гораздо больше интересуются сбытом в Беларуси своей продукции через местные подразделения, чем на развитием у нас производства, наращиванием экспорта и прочими задачами правительственных программ.


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page