top of page

КАК ОЗДОРОВИТЬ АПК-2: кастинг на реструктуризацию

Лучший способ избежать банкротства – не влезать в неподъемные долги. Если это не удается – государство придет на помощь. Конечно, не всем, но уж сельскохозяйственным организациям – обязательно. Когда-то им давали льготные кредиты, прямые дотации, прощали долги перед бюджетом и списывали долги перед госбанками. Теперь ресурсы бюджета оскудели. Пришлось искать другие способы избежать массового банкротства в АПК. Выход найден позволить бывшим колхозам вообще не платить кредиторам-поставщикам.

Напомню, Указ от 2.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» дает неплатежеспособным сельхозорганизациям уникальный шанс «встать на ноги». Кредиторам на выбор предлагаются несколько варианта. Первый – обменять долги на акции, дополнительно выпускаемые сельхозорганизациями. Второй – предоставить им отсрочку на 3 года + рассрочку на 5 лет‚ при условии текущих платежей. Третий – заключить мировое соглашение об изменении порядка погашения долгов. Есть еще один вариант – перевод долгов на обл- и райисполкомы через выпуск ценных бумаг или передача в ОАО "Агентство по управлению активами". О причинах принятия таких решений и их возможных последствиях для кредиторов я рассказывал ранее.

Теперь правительство постановлением от 18.12.2018 № 913 сформулировало порядок формирования перечней неплатежеспособных сельхозорганизаций, которые смогут воспользоваться таким механизмом.

Претендовать на включение в перечни смогут сельхозорганизации, у которых на 1 октября 2018 г., а в дальнейшем – на 1 января соответствующего года неплатежеспособность приобретает или имеет устойчивый характер. Оценка этого состояния проводится по значениям коэффициентов платежеспособности, предусмотренным постановлением Совмина от 12.12.2011 № 1672. Выбирать кандидатов в перечни будут рай-, горисполкомы по итогам рассмотрения результатов финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных сельхорганизаций на заседаниях комиссии по предупреждению банкротства с участием руководителя организации и представителя органа управления, которому она подведомственна.

Отбор будет долгим. Сначала комиссии до 15.01.2019 г. по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 9 месяцев 2018 г., проанализируют, все ли меры по восстановлению платежеспособности сельхозорганизаций были приняты. Будет рассматриваться соблюдение технологической дисциплины, взыскание дебиторской задолженности, достижение соглашений с кредиторами о реструктуризации задолженности, попытки поиска инвесторов, желающих арендовать сельхозорганизации или взять их в доверительное управление и т.п.

В дальнейшем комиссии будут проводить такие мероприятия дважды в год: до 15 апреля и до 15 августа. По-видимому, правительство понимает, что долговые проблемы АПК в отсутствии реальных реформ – это всерьез и надолго.

Затем комиссия даст рекомендации о необходимости включения этих организаций в перечень, а также разработки (корректировки) бизнес-плана по финансовому оздоровлению, включающего меры, предусмотренные Указом № 399. Бизнес-план разрабатывается на 9 лет и должен предусматривать исполнение текущих обязательств и обязательств по погашению рассроченной задолженности в полном объеме. Если кредиторы договорятся с сельхозорганизацией о реструктуризации задолженности на иные сроки, на них и будет составлен бизнес-план – с увеличением на один год.

После того, как комиссия сформулирует свои рекомендации, сельхозорганизация в 10-дневный срок направят своим кредиторам заявление о необходимости выбора механизма реструктуризации задолженности, предусмотренного в Указом № 399. Документ будет весомым: в нем, помимо предложения о механизме реструктуризации задолженности, должно быть обоснование и баланс на последнюю отчетную дату, «включая при необходимости» соответствующие приложения. При этом не уточняется, кто и как будет устанавливать эту необходимость. Также к заявлению могут прилагаться информация о платежеспособности, включая сведения о соответствующих коэффициентах, и прогноз платежеспособности с учетом предлагаемого механизма. Именно «могут», а не «должны».

С каких пор в баланс «включаются» какие-то приложения, бухгалтерской науке не известно. Вероятно, речь идет попросту об остальных формах финансовой отчетности. Гораздо важнее, что в постановлении не предусмотрены ни право кредиторов требовать отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств и т.п., ни обязанность должников их предоставлять. Так что все будет зависеть от благорасположения последних и настойчивости первых.

Кредиторам в течение 15 календарных дней со дня вручения заявления придется представить «письменную позицию» о выбранном механизме реструктуризации и согласованной сумме подлежащих ей обязательств, с учетом возможности ее изменения на 1-е число месяца, следующего за месяцем включения сельхозорганизации в перечень.

Забавны условия «надлежащего уведомления» сторон, предусмотренные постановлением. Сельхозорганизация может отправить кредиторам заказное письмо с уведомлением, сообщение по электронной почте, либо с использованием иных средств связи и доставки, «обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение подтверждения о его вручении». Кредиторам дается меньший выбор: они должны представить свою «позицию» заказным письмом с уведомлением или нарочным.

Если кредитор выберет вариант реструктуризации через муниципальные облигации, то придется запросить согласие соответствующего исполкома. Если он сочтет такой вариант невозможным по основаниям, предусмотренным законодательством (т.е. лимит заимствований у местного бюджета исчерпан), кредитору придется выбрать иной механизм реструктуризации.

Разумеется, все это не касается долгов перед государством по налогам и отчислениям на социальное страхование. Так что налоговым органам и ФСЗН изучать бизнес-планы сельхозорганизаций не придется.

Конечно, кредиторов гораздо больше устроила бы просто оплата долга – если не деньгами, то хотя бы сельхозпродукцией. Но кто их теперь спрашивает. Можно только выбирать из того ассортименат, который предусмотрен Указом № 399. Если стороны не договорятся о применении иных механизмов реструктуризации, «автоматом» устанавливается отсрочка на 3 года + рассрочка на 5 лет. Исходя из этих условий и будет составляться бизнес-план должника. По сути, чиновники самовольно распорядились деньгами кредиторов, позволяя отдельным предприятиям не исполнять свои обязательства.

Остальное – дело техники. Получив ответ кредитора сельхозорганизация должна в 20-дневный срок разработать бизнес-план и представить его комиссии с приложением информации о кредиторах, несогласных с реструктуризацией или ее вариантами, и о причинах отказа. Затем комиссия в 10-дневный срок рассмотрит этот бизнес-план с участием «несогласных» кредиторов и вынесет свое решение. Тут только 3 варианта: отправить бизнес-план на доработку, рекомендовать исполкому согласовать бизнес-план и включить сельхозорганизацию в перечень, или счесть нецелесообразным включать ее в перечень. Последнее возможно «при условии образования дефицита денежных средств по конечному результату в соответствии с бизнес-планом». Проще говоря, если очевидно, что этому должнику уже ничто не поможет вернуть платежеспособность.

На рассмотрение бизнес-плана исполкомы будут приглашать представителей госорганов и (или) госорганизаций, банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Могут туда попасть и иные кредиторы – при необходимости, которую, по-видимому, тоже определят чиновники.

Затем решения рай-, горисполкома с бизнес-планами, аналитической запиской по имеющимся разногласиям, и письменной позицией кредиторов (при наличии таковой) направляются в комиссию облисполкома по предупреждению банкротства. Там окончательно решат, включать ли сельхозорганизацию в перечень или отправить бизнес-план на доработку. Если облисполком сочтет, что дело безнадежно, сельхозорганизации придется объявлять себя банкротом (если она им еще не признана).

В любом случае облисполком в течение 3 рабочих дней разместит решение на своем интернет-сайте и направит его в сельхозорганизации. Те, также в 3-дневный срок должны проинформировать «несогласных» кредиторов. Затем рай-, горисполкомы будут ежеквартально мониторить реализацию бизнес-планов, ежемесячно – выполнение производственных и финансовых показателей фигурантов перечней, а комиссии – рассматривать их достижения за календарный год и полугодие. Если платежеспособность восстановится, комиссия предложит исключить «выздоравливающего» из перечня – под наблюдение реализации бизнес-плана в дальнейшем.

Если же сельхозорганизация, не восстановит платежеспособность в запланированные сроки, то ее тоже исключат из перечня. Затем ее будут финансово оздоровлять «с учетом положений законодательства о банкротстве». То есть, если дела пойдут не по бизнес-плану, сельхозорганизацию признают тем банкротом, которым она давно является. Только с 9-летним опозданием. Что к тому времени произойдет с ее кредиторами, которых чиновники лишили права взыскивать долги, нетрудно представить…

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page