top of page

Цифровизация производительности и оцифровка отчетности


Влияние цифровизации на мировую экономику проявляется во всем: от производительности до роли и содержания финансовой отчетности. Каким именно окажется это влияние до сих пор неясно. Интересное мнение о данной проблеме изложил председатель попечителей Фонда МСФО Эркки Лииканен на конференции Eurofiling Conference 2019 (во Франкфурте, Германия).

Сегодня многие склонны недооценивать роль финансовой отчетности и переоценивают возможности технологий. Однако со временем и опытом начинаешь видеть взаимосвязи, считает г-н Лииканен. Центральные банки по-прежнему тщательно анализируют отчетность финансового сектора и, в то же время, внимательно следят за всеми новыми технологиями и их влиянием на экономический рост. Фонду МСФО приходится разбираться, как новые технологии и цифровизация повлияют на подготовку и получение финансовой отчетности, какие сложности могут встретиться в учете криптоактивов, и как можно с помощью технологий улучшить собственную эффективность и производительность.

Теперь все взаимозависимо и взаимосвязано, отмечает г-н Лииканен. Почти все, что мы делаем сегодня, имеет дополнительное измерение – цифровое, причем все чаще в последние годы оно остается единственным. Для законодателей во всем мире это одновременно большие сложности и новые возможности.

В начале «нулевых» годов одним из основных катализаторов экономического роста в мире была глобализация, а главными тенденциями – все более тесная экономическая интеграция, разрушение торговых барьеров и снижение препятствий для международных экономических транзакций. Если не рассматривать период мирового кризиса, глобализация действительно помогала мировой экономике расти, причем как развитым, так и развивающимся рынкам.

В наши дни экономический рост уже находится на более пологой стадии, чем 10-15 лет назад. На его дальнейшую продолжительность могут повлиять и множество факторов. Глобализация сталкивается с политическим давлением – например, из-за политических предпочтений лидеров ряда стран. Рост мировой экономики замедляется на фоне угроз торговых войн, “Brexit”, замедления развития китайской и европейской экономик. Поиск путей равной и всеобщей доступности выгод глобализации должен стать важным ответом на волну мирового антиглобализационного популизма.

Статистика свидетельствует, что темпы роста производительности крупных экономик в последние 10 лет примерно вдвое меньше, чем в предыдущее десятилетие. Низкие темпы роста производительности и угрозы для глобализации бросают серьезные вызовы для руководства центральных банков и иных регуляторов.

Остается достаточно спорным вопрос, сможет ли человечество в полной мере воспользоваться ростом производительности в результате цифровизации, чтобы противостоять экономической турбулентности, и вообще, станет ли цифровизация важным фактором для роста производительности, как это раньше уже случалось с передовыми технологиями?

Цифровизация (digitalization) экономики явно связана с потребностями и возможностями оцифровывания (digitisation) ряда процессов, в т.ч. проведения расчетов и составления отчетности. надо лишь Не перепутать эти понятия.

По-видимому, с появлением качественных стандартов цифровизации, все транзакции можно будет полностью проводить в электронной форме. Возможно, этими данными можно будет обмениться с минимальными усилиями и издержками. Можно довольно точно оценить расходы на переход к цифровой отчетности и расчетам. Но улучшит ли это в будущем производительность и принесет ли заметные выгоды?

В экономической теории идут бурные споры пессимистов и оптимистов по вопросу цифровизации. Среди первых выделяется мнение американского экономиста Роберта Гордона. Он утверждает, что ожидания относительно будущих выгод цифровизации сегодня завышены из-за “хайпа”, создаваемого “техно-оптимистами”. В большинстве своем “пессимисты” склонны видеть выгоды цифровизации лишь в таких областях как развлечения и коммуникации, где они очевидны, но сомневаются, что это как-то поможет увеличению производительности.

По образному выражению экономиста Тайлера Коуэна самые богатые страны первыми добрались до самых низко висящих “фруктов”, испытали бурный рост, а сегодня вышли на историческое “плато”. Пессимисты часто напоминают о “компьютерном парадоксе”, сформулированном нобелевским лауреатом Робертом Солоу еще в 1987 году. Он гласит, что увеличение инвестиций в информационные технологии в целом не приводит к росту производительности в индустрии. Зато приводит к еще большим инвестициям в информационные технологии.

Более оптимистичен Эрик Бриньольфсон, который уверяет, что если даже инновации сами не потянут за собой производительность, то потянут сопутствующие бизнес-процессы и человеческий капитал. IT создает запрос на развитие навыков, а для корпоративной структуры в целом – на использование создаваемых преимуществ. В свою очередь американо-израильский историк-экономист Джоэль Мокир напомнил, что история далеко не всегда является лучшим предсказателем для будущего, и если мы пока “ничего не видим”, это лишь значит, что лучшее впереди. К тому же, как считает футуролог Рой Амара, есть любопытная особенность: в краткосрочном периоде мы обычно переоцениваем то, что могут обеспечить технологии, а в долгосрочном периоде – напротив, недооцениваем.

Компромиссную точку зрения предложил американский экономист Дарон Аджемоглу. По его мнению, “затычками” для роста производительности могут стать различные факторы. Далеко не все технологии развиваются с одинаковым темпом, и далеко не все вообще готовы немедленно начать пользоваться преимуществами этих технологий. Многие институты, в особенности органы регулирования, на первых порах банально не имеют таких возможностей. Сказывается также нехватка образования: ведь сегодняшних студентов учат технологиям XXI века, но образовательными методами, созданными еще в середине прошлого столетия. Так что технологии – очень важный катализатор, но ему нужно еще развиваться самому, чтобы открывать дорогу новым преимуществам.

Инвесторы всегда находятся в поиске диверсификации и новых инвестиционных возможностей. Цифровизация финансовой информации может поспособствовать удовлетворению их запросов, развитию международной торговли, повышению прозрачности и эффективности финансовых рынков.

Подготовка отчетности в электронном формате стала одним из основных трендов разработчиков учетных стандартов и регуляторов. Сейчас электронную отчетность на основе Таксономии МСФО внедряют регуляторы во всем мире, например, в Чили, Перу, Мексике, Южной Корее, ЮАР, Австралии и США. Так, по требованию Комиссии по ценным бумагам и биржам США иностранные компании с американским биржевым листингом, должны переводить в электронный формат основные формы отчетности и примечания.

В начале июня Европейская Комиссия завершила работу над предварительным вариантом будущих требований для биржевых компаний, от которых могут потребовать подготовки консолидированной отчетности по МСФО (по части основных форм отчетности) в электронном формате уже с 1 января следующего года. В Официальном журнале Европейского Союза опубликовано общее для всех биржевых компаний ЕС новое Положение, оговаривающее представление годовой финансовой отчетности исключительно в цифровом формате с использованием iXBRL (Inline XBRL – открытый стандарт, делающий возможным представление документа как в структурированном формате для прочтения машинами, так и в формате, пригодном для восприятия человеком). Эти требования – часть общей инициативы по переходу ЕС на единый формат электронной отчетности (European Single Electronic Format), призванный облегчить доступ и улучшить прозрачность финансовой информации.

Важной частью институциональной инфраструктуры является Фонд МСФО, который не только активно занимается разработкой стандартов по связанным с технологиями темам, но намерен начать процесс собственной цифровой трансформации. Попечителями уже подписан долгосрочный план изменения технологических систем фонда с последующим обеспечением “цифровым опытом” его ключевых стейкхолдеров во всем мире. “Дорожную карту” для этого еще предстоит разработать позднее. В составе попечителей сформирована постоянная подкомиссия по технологиям, которая проконтролирует реализацию программы Данная программа, рассчитанная на 3 года, получила название “бизнес-процесс и технологии”, отражающее мнение о том, что преимущества из технологий сами по себе не возникают, а приходят вместе с переосмыслением деловых процессов, создающих дополнительную стоимость для стейкхолдеров.




Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page