top of page

Как дотерпеть до достойной зарплаты


Новая формула благосостояния, провозглашенная президентом, полна неизвестных и почти не содержит констант. Появилась интересная задача: сколько это – «достойная» зарплата, сколько – «терпимая»? Сколько надо терпеть, чтобы вторая превратилась в первую, а главное – почему нельзя сделать достойную зарплату везде? Неужели у нас есть места, где люди недостойны достойной зарплаты? И вообще, кто должен «сделать» зарплату? Может ее все-таки надо зарабатывать?

Для решения зарплатной задачи нужен какой-то базис. Итак, лемма 1. Предположим, что «терпимой» можно считать зарплату, которую люди согласны терпеть достаточно долго, не делая резких движений в поисках лучшего. Дело это достаточно индивидуальное. Кто-то согласен терпеть зарплату, позволяющую не помереть с голоду и кое-как прикрыть тело, а для кого-то невыносимо, если не хватает денег на ежедневную миску белужьей икры с бутылкой Montrachet Domaine и новую яхту. Поскольку белорусы славятся своей терпеливостью и скромностью, можно предположить, что терпимая зарплата – это немного. Лишь бы хватило на умеренные потребности.

Например, 1000-рублевой зарплаты, несмотря на многолетние заклинания свыше, удалось достичь лишь в марте текущего года. Однако по данным обследования организаций в Беларуси у 2,4% работников зарплата за май 2019 г. была ниже 300 рублей, только у 33,6% – превышала 1000 рублей, а у 5,2% – 2000 рублей. То есть у 2/3 работников заработки остаются меньше вожделенной тысячи. Достаточно ли это для достойной жизни или только терпимо?

Лемма 2. Достойной можно считать зарплату, которой достаточно, чтобы чувствовать себя защищенным в потребностях и не очень ущемленным в возможностях. Если приходится жить от зарплаты до зарплаты, а для накоплений и инвестиций не остается ничего, чувства защищенности явно не будет. Стало быть, если на сбережения, плановые крупные покупки и непредвиденные расходы и т.п., зарплаты не хватает, вряд ли ее можно считать достойной. Но если человек целиком и полностью зависит от имеющейся работы, а найти место получше затруднительно, многие предпочтут терпеть то, что есть.

Теперь пойдем искать константы. Официальная статистика демонстрирует нам весьма солидный уровень терпимости – по итогам I квартала т.г. всего 3,7% домохозяйств и 5,6% населения признаны малообеспеченными, т.е. имеющими среднедушевые доходы менее бюджета прожиточного минимума (БМП). Условно считается, что как-то можно вытерпеть существование за этот прожиточный минимум (с 1 августа т.г. – 230,91 рубль в месяц). При этом по данным Белстата более 70% домохозяйств оценивают свое материальное положение как среднее и лишь 13,5% не удовлетворены уровнем своих доходов. Лишь 1,7% домохозяйств признался, что денег не хватает на мясо или рыбу хотя бы раз в неделю, а 4,8% – на обновление теплой одежды раз в 5 лет, В придачу 4,1% домохозяйств не хватает денег на подключение к Интернету, 5,8% – на лекарства, 6,7% – на фрукты детям, 26,3% – на новую мебель.

Впрочем, есть и другие цифры. Так, по данным исследования центра «Берок», по итогам прошлого года уровень абсолютной бедности по стоимости базовых потребностей в республике составлял 23,9%. В то же время у 29,4% населения с уровень среднедушевых располагаемых ресурсов оставался ниже минимального потребительского бюджета (который у нас вдвое больше бюджета прожиточного минимума). При этом наибольший риск бедности существует там, где более всего ограничены возможности трудоустройства, а уровень оплаты труда ниже. Так что терпеть бедность больше всего приходится в регионах, пока средний по стране уровень вытягивает столица, где зарплаты подостойнее.

Например, в Минске в прошлом году Белстат насчитал лишь 1,3% малообеспеченного населения по «БМП», а Берок – 8,55% «абсолютно бедного» по базовым потребностям, в Брестской области – 8,1 и 27,5% соответственно, в Витебской – 6,9 и 25,02 %, Гомельской – 7,8 и 29,08%, Гродненской –4,7 и 23,05%, Минской – 5,1 и 25,41%, а Могилевской – 7,2 и 35,67%. В придачу, среди семей с 2 детьми уровень абсолютной бедности достигает 39,73%, а с 3 и более детьми – 62,14%. Получается, что весьма значительная часть населения едва сводит концы с концами.

Важную роль в достойности зарплаты играет возможность делать сбережения. На них у нас, по данным Белстата, в прошлом году направлялось 10,6% расходов домашних хозяйств, в т.ч. в городах – 11,1%, а в сельской местности – даже 11,4%. Но объем банковских вкладов на душу населения составлял на начало 2016 г. только 2028,8 рублей, а на 1 января т.г. – 2340,2 рубля. Конечно, у какой-то части граждан есть еще и подматрасные запасы, а кое у кого – даже офшорные. Но по оценкам разных специалистов от 40 до 65% населения вообще не имеет сбережений.

Следующая константа – жилье. Доля расходов на строительство и покупку недвижимости у белорусских домохозяйств составляет всего 3,8%. Обзавестись собственным жильем при нынешних ценах для значительной части населения проблемно. Ипотека у нас развита менее чем слабо, а условия кредитов таковы, что брать их при зарплате менее 2-3 тыс. рублей неподъемно. Правда в программе на пятилетку планировалось добиться соответствия в 2020 году стоимости квадратного метра жилья средней зарплате. Но даже если это удастся, как быть 2/3 работников страны, зарплата которых пока менее средней, причем у 20% – вдвое ниже?

Итак, чтобы высчитать достойную зарплату достаточно сложить стоимость потребностей современного человека и его семьи, плюс налоги и непредвиденные расходы. А если поделить потребности на коэффициент готовности дождаться их удовлетворения, получится терпимая зарплата. Если взять производные стоимости потребностей по регионам с учетом цен, получим дифференцированные показатели региональных заработков.

Перечислить и сложить потребности гораздо легче, чем изыскать возможности заработать, а не «сделать» зарплату. Если не достойную, то хотя бы терпимую. Здесь у нас все выглядит странно. Тезис о том, что темпы роста зарплаты должны быть не выше, чем производительности труда, казавшийся еще пару лет назад аксиомой, похоже, напрочь забыт. По итогам I полугодия 2019 г. ВВП вырос всего на 0,9%, а номинальная начисленная среднемесячная зарплата – на 14%. Производительность труда в январе-мае т.г. увеличилась только на 1,2%, тогда как реальная зарплата– на 7,6%. Получается, что экономика попросту не обеспечивает зарабатывание «достойной» зарплаты, причем особенно – за пределами Минска. Остается уповать на способность властей «сделать» «терпимую» зарплату и готовность терпения жить на такие доходы у населения. Если раньше оно само не добьется достойной зарплаты…






Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page