top of page

Разжалование роли прибыли и интересов акционеров


Важным событием в глобальной практике корпоративного управления является заявление руководителей крупнейших американских компаний. В нем провозглашается смена приоритетов. Отныне главной целью бизнеса должны стать не столько интересы акционеров, сколько инвестиции в сотрудников и сообщества, а также уважение к деловым партнерам.

По сути речь идет о попытке перевернуть с ног на голову отношения руководителей и владельцев компаний.

Обновленное заявление о корпоративных целях подписали руководители 181 крупнейших американских компаний – Business Roundtable Group (BRT) – руководители американских компаний. Среди них Amazon, Apple, AT&T, Bank of America, Boeing, Chevron, Coca-Cola, Comcast, Dell Technologies, Deloitte, Exxon Mobil, EY, Ford, General Motors, Goldman Sachs, Johnson & Johnson, John Deere, KPMG, Lockheed Martin, Mastercard Morgan Stanley, Oracle, Pepsico, PWC, Union Pacific, VISA, Walmart, Western Union, Whirlpool, Xerox и другие.

Почему-то в ряде российских СМИ заявление воспринято как призыв не считать главной целью компаний получение прибыли. На самом деле речь совершенно о другом.

С 1978 года группа BRT, основанная в 1972 году. публикует свои принципы корпоративного управления. При этом во всех версиях документа начиная с 1997 года утверждалось, что корпорации существуют в первую очередь, чтобы служить их акционерам. Пока основной целью была максимизация прибыли компаний, менеджмент стремился любой ценой сократить затраты и увеличить доходы. Если это не удавалось сделать путем реального улучшения работы компаний, в ход шли различные ухищрения. Тогда на первый план выдвинулись новые критерии — стоимость акций и рыночная капитализация компаний, а в конечном итоге – доходы акционеров. Заметим, именно акционеров, а не самих компаний. То есть, прибыль, отраженная в отчетности, не столь уж важна. Это тоже вынуждало урезать издержки, оптимизировать численность работников, улучшать корпоративное управление. Одновременно участились попытки добиваться роста курса акций с помощью PR-акций, манипулирования инсайдерской информацией и т.п. Главным приоритетом при этом значилась максимизация прибыли акционеров. Скандалы с искажением корпоративной отчетности в начале «нулевых» еще больше усугубили этот подход. Ведь если прибыль – всего лишь результат бухгалтерских манипуляций, то к чему на нее вообще обращать столько внимания. Гораздо важнее, что растет курс акций и, соответственно, капитализация компаний. Получилось, что дивиденды во многих корпорациях отошли на второй план, а занижение налогооблагаемой прибыли вообще стало одним из главных приоритетов топ-менеджмента.

При этом нередко «за бортом» оказывались реальные показатели, зато обещания и хорошие новости становились едва ли не главным инструментом поддержки курса акций. Благодаря таким «вербальным инвестициям» даже убыточные компании, например, Uber и Tesla, годами демонстрировали завидный рост капитализации.

Но все это прокатывает до поры до времени. Манипуляции капитализацией вот-вот уйдут в прошлое, как и манипуляции прибылью. А потому нужно срочно искать новые приоритеты.

Теперь они нашлись. Первоочередной целью BRT провозглашает работу на благо всех американцев – чтобы они испытывали меньше трудностей, а тяжелая работа достойно вознаграждалась. Успех экономики США во многом обеспечен за счет бизнеса, говорится в заявлении. Но если компании не замечают, что успех системы зависит от инклюзивного продолжительного роста, то возникнут сомнения в роли крупных работодателей в обществе. Хотя у каждой из компаний, входящих в BRT, свои корпоративные цели, есть общие фундаментальные обязательства перед всеми заинтересованными сторонами. Работу на благо интересов акционеров топ-менеджеры не отрицают, но и первоочередной задачей не считают: На первое место выдвигается приверженность созданию ценности для клиентов, необходимость инвестиций в сотрудников, честной и этичной работы с поставщиками, поддержки сообществ, в которых работают компании. В результате список приоритетных целей получил в заявлении следующий вид:

1) обеспечение ценности для клиентов и продолжение традиций американских компаний, лидирующих в удовлетворении или превышении ожиданий клиентов;
2) инвестирование в сотрудников. Это начинается с их справедливой компенсации и предоставления важных преимуществ, а также включает поддержку их посредством обучения и образования, которые помогают развивать новые навыки для быстро меняющегося мира. Компании намерены способствовать разнообразию и интеграции, достоинству и уважению;
3) справедливое и этичное обращение с поставщиками, стремление служить хорошими партнерами для других компаний, больших и малых, которые помогают в выполнении задач корпорации;
4) поддержка сообществ, в которых работают компании, уважение людей в этих сообществах, защита окружающей среды, применение устойчивых методов в бизнесе;
5) создание долгосрочной стоимости для акционеров, предоставляющих капитал, который позволяет компаниям инвестировать, расти и внедрять инновации. Стремление к прозрачности и эффективному взаимодействию с акционерами.

Весь этот список, по мнению BRT – неотъемлемая часть свободной рыночной экономики. «Мы призываем ведущих инвесторов поддержать компании, которые создают долгосрочную ценность, инвестируя в своих сотрудников и сообщества», — сказано в сообщении.

«Американская мечта жива, но она исчерпывает себя. — заявил глава JPMorgan Chase Джеймс Даймон – Крупные работодатели инвестируют в своих сотрудников и сообщества, потому что знают, что это единственный способ быть успешным в долгосрочной перспективе».

Звучит красиво – почти как знаменитый белорусский тезис о «социально-ориентированной рыночной экономике». Однако, если пункт об увеличении акционерной стоимости компаний из главного стал последним, то кардинально меняются отношения топ-менеджеров и акционеров. Теперь можно игнорировать их беспокойство не только по поводу финансовых результатов, но и из-за курса акций. Зато компания заботится о сотрудниках, экологии, социуме и нечего сомневаться в целесообразности затрат на эти цели.

Заявление BRG уже раскритиковала американская некоммерческая организация Совет институциональных инвесторов (Council of Institutional Investors – CII). В своем пресс-релизе CII отмечает, что «ответственность перед всеми означает ответственность ни перед кем». По мнению CII именно инвесторы — та позитивная сила, которая заставляет компании сфокусироваться на долгосрочной эффективности.

Корпоративные обязательства перед различными заинтересованными сторонами, перечисленные в заявлении BRT, ставят акционеров на последнее место как просто поставщиков капитала, а не владельцев. CII считает, что советам директоров и управляющим необходимо сосредоточиться на долгосрочной акционерной стоимости. Для этого важно уважать заинтересованные стороны, а также иметь четкую ответственность перед владельцами компании. Между тем, американцы зависят от сильных компаний не только как работники и сообщества, но и как владельцы, в том числе через пенсионные и другие фонды. Поэтому нужно поддерживать оптимальное использование капитала для долгосрочной работы с участием всех заинтересованных сторон. А ответственность за определение и решение социальных задач должно нести правительство, а не компании. Так что в заявлении гендиректоров инвесторы увидели попытку увильнуть от обязанности заботиться о поддержании и приумножении долгосрочной акционерной стоимости.

CII приветствовал ранее сделанное BRT сосредоточение внимания на долгосрочной ценности для акционеров, в том числе недавние шаги BRT по борьбе с чрезмерным акцентом на краткосрочную деятельность, в частности, не поощряя предоставление компанией квартальных указаний по прибыли. Мы действительно считаем, что советам директоров и руководителям сложно сосредоточиться на долгосрочной перспективе. Но очевидно, что компании с сильным лидерством продемонстрировали способность сделать это, особенно когда они предоставляют акционерам полное раскрытие и четкое формулирование долгосрочного стратегического видения.

Большая часть дискуссии об управлении «заинтересованными сторонами» фокусируется на отдельных компаниях и, по-видимому, занижает или игнорирует роль рынков. В странах с рыночной экономикой акционеры играют особую роль в распределении (и перераспределении) собственного капитала. Публичный капитал, как правило, является высоколиквидным. А потому руководителей компаний, которые «не любят чувствовать себя стесненными и подверженными рыночным силам» беспокоит, что инвесторы могут «проголосовать ногами» из-за переоценки перспектив компании. В свою очередь, акционеры не желают, чтобы топ-менеджеры позволяли себе игнорировать реальную динамику публичных фондовых рынков.

«Фундаментальной силой экономики США было и остается эффективное распределение акционерного капитала. – говорится в заявлении CII. –Если «управление заинтересованными сторонами» и «устойчивость» станут укрытием для плохого управления или для предотвращения необходимых изменений, экономика в целом потерпит неудачу».

Дискуссия, заочно развернувшаяся между объединениями директоров и инвесторов, наглядно демонстрирует, как по-разному можно понимать цели и задачи корпоративного управления. Это довольно любопытная информация к размышлению для белорусских бизнесменов и чиновников, пытающихся определить направления развития корпоративного управления в нашей стране. С одной стороны, ключевым показателем эффективности для руководителей предприятий однозначно определена прибыль. Но государство само создает возможности для манипуляций этим показателем. С другой стороны, для госпредприятий и большинства ОАО сегодня практически невозможно сделать основной целью капитализацию. Но с остальными приоритами BRT можно окончательно запутаться…


Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page