Конкурентоспособность и нейтральности налоговой политики 36 стран ОЭСР ежегодно оценивается в Международном индексе конкурентоспособности налогов – International Tax Competitiveness index (ITCI). В очередном исследовании, помимо традиционных оценок, появился интересный вывод. Оказывается, едва ли не наибольший ущерб позициям в рейтинге приносит внедрение правил борьбы с уклонением от налогов.
Налоговая система страны является важным фактором, определяющим состояние ее экономики. Она может быть удобной для налогоплательщиков и способствовать экономическому развитию, обеспечивая достаточные доходы для бюджета или, наоборот, наносить ущерб экономике.
За последние несколько десятилетий предельные налоговые ставки на корпоративные и индивидуальные доходы значительно снизились во всех странах ОЭСР. Большую часть доходов бюджетам стран приносят налоги на зарплату и НДС.
Источник: “OECD Global Revenue Statistics Database
Некоторые недавние изменения в налоговой политике стран ОЭСР улучшили структуру налоговых систем, а другие ухудшили. Например, в США и Бельгии на несколько процентных пунктов снизились ставки корпоративного подоходного налога, в Корее и Португалии –увеличились. В США, Соединенном Королевстве и Канаде были улучшены налоговые базы корпораций, а в Чили и Корее они стали менее конкурентоспособными. Несколько стран ЕС недавно приняли международные налоговые правила, в т.ч. в отношении контролируемых иностранных компаний, которые могут иметь негативные экономические последствия. Многие страны отменили налоги на прирост капитала, а Бельгия, наоборот, ввела.
Некоторые страны последовательно проводят политику, ухудшающую структуру их налоговой системы. Так, во Франции значительно увеличились предельные ставки налога на труд, сбережения и инвестиции, был введен налог с доходов корпораций в дополнение к налогам на финансовые операции, на чистую стоимость недвижимости и наследство. Теперь во Франция самые высокие налоги на корпоративный доход – комбинированная ставка около 34%, что существенно ухудшает конкурентоспособность французской налоговой системы.
Конкурентной в ITCI считается налоговая система с низким уровнем предельных налоговых ставок. В современном глобализированном мире капитал очень мобилен. Компании могут инвестировать в любые точки мира, но ищут страны с более низкими налоговыми ставками для инвестиций, чтобы максимизировать свою прибыль. Высокие налоговые ставки приводят к оттоку инвестиций, замедлению экономического роста и уклонению от уплаты налогов.
Согласно исследованию ОЭСР, наибольший ущерб экономическому росту приносят корпоративные налоги, а наименее «вредными» являются налоги на доходы физических лиц и налоги на потребление. Налоги на недвижимое имущество оказывают наименьшее влияние на рост.
Нейтральной в ОЭСР считается налоговая система, которая направлена на получение наибольшего дохода с наименьшими экономическими искажениями. Она не способствует потреблению, а не сбережению, как это происходит с инвестиционными налогами и налогами на имущество. При этом целевые налоговые льготы отсутствуют полностью или только для определенных видов деятельности юридических или физических лиц.
Конкурентоспособная и нейтральная налоговая система способствует устойчивому экономическому росту и инвестициям, в то же время повышая доходы государственного бюджета. Хотя налоги играют важную роль в состояние экономики страны, есть много иных факторов, влияющих на экономические показатели.
Чтобы определить, является ли налоговая система страны нейтральной и конкурентоспособной, ITCI рассматривает более 40 параметров, касающихся структуры и ставок налогов. В Индексе учитываются корпоративные налоги, индивидуальный подоходный налоги, налоги на потребление и на имущество, а также налогообложение прибыли, полученной за рубежом. Методика ITCI позволяет достаточно полно оценивать и сравнить состояние налоговых систем развитых стран, их влияние на экономику и последствия реформ.
Уже шестой год подряд лучшей налоговой системой в ОЭСР признается эстонская. Это обусловлено 4 факторами.
1) В Эстонии действует налог на корпоративный доход по ставке 20%, который применяется только к распределенной прибыли.
2) фиксированный 20-процентный налог на доходы физических лиц, который не распространяется на доходы от личных дивидендов.
3) налог на имущество распространяется только на стоимость земли, а не на стоимость недвижимости или капитала.
4) прибыль, получаемая из-за рубежа эстонскими корпорациями, освобождается от внутреннего налогообложения с небольшими ограничениями.
Таблица 1
Другие страны получают высокие оценки благодаря превосходству в одной или нескольких основных категориях. В Новой Зеландии относительно низкий индивидуальный подоходный налог с низкими ставками, есть освобождение доходов от прироста капитала (с общей максимальной ставкой 33%), хорошо структурированный налог на имущество и широкий НДС. В Латвии, которая недавно приняла эстонскую систему корпоративного налогообложения, также существует относительно эффективная система налогообложения рабочей силы. В Литве третья самая низкая ставка налога на прибыль – 15%, относительно нейтральный режим затрат на капитальные вложения и хорошо структурированная система подоходного налога с физических лиц. В Швейцарии относительно низкая ставка корпоративного налога (21,1%), низкий налог на потребление на широкой основе, и относительно умеренный индивидуальный подоходный налог, которым не облагаются доходы в виде прироста капитала. В Швеции ставка корпоративного налога на прибыль ниже средней, хорошо структурированные НДС и индивидуальный подоходный налог.
Наименее конкурентоспособной в ОЭСР шестой год подряд признается налоговая система Франции. Там одна из самых высоких ставок корпоративного подоходного налога в ОЭСР (34,4%), высокие налоги на имущество, на финансовые операции и высокие прогрессивные ставки индивидуального подоходного налога, в т.ч. на дивиденды и прирост капитала.
Для стран с низким рейтингом ITCI характеры относительно высокие предельные ставки корпоративных налогов. В частности, они выше средних в 5 странах, находящихся в конце рейтингах, за исключением Польши (19%), как и налогов на потребление – 20% и более (кроме Чили –19%).
Таблица 2
Одним из главных факторов, ухудшающих конкурентоспособность налоговых систем стали меры по борьбе с уклонением от налогов. Именно этим объясняется снижение позиций Бельгии – с 22 на 27 место из-за принятия ряда международных налоговых правил в соответствии с директивой ЕС, в т.ч. правила контролируемой иностранной компании и тонкой капитализации. По той же причине Словения опустилась с 17 на 20 место. Ирландия опустилась с 14 на 17 место из-за введения налогообложения пассивного дохода «дочек» иностранных корпораций, а Корея – с 24 на 26 место из-за ограничения переноса убытков до 60% прибыли сроком на 10 лет.
Складывается двусмысленная ситуация. С одной стороны, ОЭСР в последние годы активно продвигает план BEPS по борьбе с уклонением от налогов. С другой сама же ОЭСР констатирует ухудшение конкурентоспособности налоговых систем в странах, которые следуют предложенному этой организацией планам. Это позволяет другим странам сократить разрыв. Например, Канада и Великобритания улучшили свои позиции в рейтинге благодаря расширению возможностей применения инвестиционных вычетов по корпоративному налогу на прибыль.
Результаты рейтинга весьма поучительны для Беларуси с точки зрения оценки последствий реформирования налоговой политики. Снижение ставок и расширение льгот способствуют улучшению конкурентопособности налоговой системы и экономики в целом. Но ее тут же ухудшают попытки улучшить собираемость налогов с помощью совершенствования мер контроля.
Comentarios