top of page

РЕФОРМОГРАФИЯ-3: кадастровая стоимость взрывает базу


Среди мер налоговой политики, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утв. Указом Президента от 15.12.2016 № 466, есть существенные изменения в порядке исчисления налога на недвижимость. Как показывает российский опыт, результатом этих новшеств может стать не столько пополнение бюджета, сколько социальные и экономические проблемы.

В соответствии с программой в 2017-2020 гг. планируется провести массовую оценку недвижимого имущества для последующего перехода на исчисление налога от его кадастровой стоимости. Специалисты Госкомимущества и МНС уже давно готовятся к этой кампании, вдохновляясь результатами пилотных проектов и примером России. Но, оказывается, наши соседи накопили в этой сфере столько негативного опыта, что готовы отказаться от такого метода определения налогооблагаемой базы.

В настоящее время в РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из кадастровой или среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ), а налога на имущество физических лиц – исходя из кадастровой или инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (ст. 402 НК РФ). Такая система вводилась постепенно – в 2015-2016 гг. Далее российские власти планировали «плавный отказ» от расчета налоговой базы исходя из среднегодовой и инвентаризационной стоимости имущества. Предполагается, что в недалеком будущем налоговая база будет рассчитываться исключительно исходя из кадастровой стоимости объектов.

Но по мере подготовки к такому переходу возникли затруднения. Причем настолько серьезные, что группа депутатов внесла в Госдуму РФ законопроект № 438647-7, предусматривающий исключение из Налогового кодекса всех норм, касающихся налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости.

Для такого шага есть ряд веских причин. Прежде всего, это дело принципа. По мнению депутатов, введенная методика определения налоговой базы не позволяет соблюдать принципы экономической обоснованности и экономического основания, а также необходимость учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога, заложенные в ст. 4 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и ст. 3 НК РФ. На практике данные принципы не соблюдаются: правовой механизм их реализации отсутствует. Это привело к многочисленным судебным разбирательствам, бремя которых вынуждены нести как граждане, так и представители бизнеса, оспаривающие несправедливо установленные размеры кадастровой стоимости. Порой, как свидетельствуют судебные решения, эта стоимость бывала завышена до 70 раз. При этом далеко не все граждане и предприниматели обращаются в суд за защитой своих прав: у некоторых для этого нет ни денег, ни времени. Поэтому «молчаливое большинство» продолжает платить экономически необоснованные налоги.

Все это в совокупности с трудностями выбора способа защиты права часто приводит к фактической невозможности достижения главного результата правовой защиты: восстановления нарушенного права на справедливый экономически обоснованный налог, утверждают авторы законопроекта. Между тем, уровень жизни граждан снижается, сокращаются реальные располагаемые доходы, а бизнес несет все новые издержки, «в результате чего остается на гране выживания», говорится в пояснительной записке. Получается, что государство не только не может выполнить своих социально-экономических функций, но и создает очаги социальной напряженности.

Усугубляет положение сложившаяся правоприменительная практика, базирующаяся на не выверенной единой методологии определения кадастровой стоимости. В пояснительной записке констатируется наличие массовых случаев завышения кадастровой стоимости объектов налогообложения. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, многие из которых имеют существенную долговую нагрузку, исключительно из прагматических целей следуют в своих действиях принципу максимального наполнения собственных бюджетов налоговыми и иными доходами, увеличением их объема. Замечу, что аналогичные мотивы сегодня побуждают местные советы в Беларуси массово устанавливать максимально допустимые повышающие коэффициенты имущественных налогов. Легко представить, какие стимулы будут у наших государственных оценщиков, когда они займутся кадастровой оценкой недвижимости для целей налогообложения.

Будет ли у наших плательщиков возможность оспорить результаты такой оценки – пока неясно. Зато масштабе возможных проблем предварительно можно судить по опыту соседей. По данным Федеральной службы кадастра и картографии РФ (Росреестра) с 1.01.2017 по 30.09.2017 г. в российских судах инициировано 8404 спора о величине внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости по 15 083 объектам. Из них были удовлетворены требования по 4179 искам, не удовлетворены – по 592, еще 3633 исков остается на рассмотрении. При этом суммарная величина кадастровой стоимости в результате оспаривания сократилась с 952 млрд. до 427 млрд. RUB.

Инициаторы законопроекта считают, что такое положение приводит к деструктивным последствиям в виде обнищания граждан, разорения субъектов предпринимательской деятельности, увеличения безработицы и усиления социальной напряженности. Кроме того, возникает мультипликативный эффект: в случае банкротства крупного промышленного предприятия социальные проблемы возникают на уровне всего региона. В этом случае регион-донор, с большой долей вероятности, превратится в дотационный. В настоящее время предприятия уже начали разоряться или уходить в тень, и доходы регионов из-за этого только снизились.

В результате, вместо эффективного формирования доходной части бюджета, государство сокращает налогооблагаемую базу из-за невозможности гражданами реализации обязанности по уплате несправедливо начисленных налогов, разорения предприятий, спада инвестиционной привлекательности объектов недвижимости и оттока капитала из РФ, а также тратит значительные бюджетные средства на социальную поддержку увеличившегося числа безработных, судебных процессов и т.п. В придачу, резкое увеличение налогов может привести к снижению зарплат. Экономическая ситуация в стране и без того сложная, напоминают депутаты: по результатам опроса Фонда общественное мнение 4194 респондентов (41% опрошенных) признался, что все свои доходы они тратят на текущие нужды, ничего не могут отложить и не готовы к любым незапланированным тратам.

Эти аргументы, по мнению авторов законопроекта, требуют «самых серьезных изменений в целях снижения налоговой нагрузки как на граждан, так и на бизнес, равно как и в целях установления объективных, устоявшихся, понятных и открытых правил определения налоговой базы». Достичь этого можно за счет мер по исключению определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и организаций исходя из их кадастровой стоимости.

Столь резкие оценки заставляют задуматься, к каким последствиям приведет переход на исчисление налога на недвижимость от кадастровой стоимости объектов. Сейчас предприниматели из-за повышающих коэффициентов наперебой жалуются на непосильное бремя имущественных налогов. Ведь все аргументы, красочно изложенные в пояснительной записке к российскому законопроекту, в полной мере относятся и к ситуации в Беларуси. По части методологии и опыта оценки, а также правоприменительной практики мы россиян, мягко говоря, не опережаем. А потому в случае изменения базы исчисления налога обладание имуществом для многих отечественных компаний может вообще оказаться непозволительной роскошью.

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page