top of page

КАПЛЯ СВЕТА В КРОМЕШНОЙ ТЬМЕ


В эти дни евреи во всем мире празднуют Хануку. Все красиво и увлекательно: подарки, вкусные пончики и левивот (они же латкес и драники), крутится савивон. И главное – зажигаются свечи в память о светильнике, который горел 8 дней в освобожденном иерусалимском храме, хотя масла было всего чуть-чуть. Эти чудеса заслонили настоящую историю Хануки – историю победы евреев в безнадежной войне за свободу и национальную идентичность с грозной империей.

Дело было почти 2200 лет назад. Маленькая страна с явными признаками failed state была просто обречена стать добычей какого-нибудь обломка империи Александра Македонского – птолемидов или селевкидов. Вторые преуспели – с помощью еврейских коллаборационистов.

Во время войны Антиоха, прозванного Светлейшим (Эпифаном), с Птолемеем VI за обладание Келесирией возникли распри между иудейскими начальниками: спорили же они о власти, так как ни один из них не хотел подчиниться другому, равному себе по рангу. Хоний, один из первосвященников, одержав верх, выгнал из города сыновей Товия, которые тогда отправились к Антиоху и просили его напасть на Иудею, предложив ему свои услуги в качестве военачальников. Царь, давно уже жаждавший овладеть страной, поспешил дать свое согласие. Став сам во главе могущественной армии, он вторгся в Иудею, взял Иерусалим приступом, убил множество приверженцев Птолемея, предоставил солдатам беспрепятственно грабить, самолично ограбил храм и остановил обычные ежедневные жертвоприношения на 3 года и 6 месяцев.
...Антиох, однако, не довольствовался ни неожиданным покорением города, ни грабежом, ни великой резней; обуреваемый своими необузданными страстями и воспоминанием о трудностях иерусалимской осады, он принуждал иудеев, вопреки их отечественным законам, оставлять детей необрезанными и приносить на алтарь в жертву свиней.
                                    Иосиф Флавий «Иудейская война», книга I, глава I

Иными словами, селевкиды хотели впихнуть евреев в свою эллинистический мир. Типа из лучших побуждений – приобщитесь, отсталые варвары, к нашей великой культуре, литературе, философии, моде, достижениям античного прогресса и культу греческих богов. Всего и делов: прирезать пару-тройку поросят и поклониться элегантным статуям зевсов и афродит. И что душа? — прошлогодний снег, а глядишь — пронесет и так. Ну и, конечно, налоги заплатить.

Поскольку большинство евреев высоко ценили собственный мир и менять его на эллинский не хотели, на них обрушились массовые репрессии. Особенно лютовали местные-ренегаты, пытавшиеся выслужиться перед чужеземными хозяевами.

…Бакхид, принявший от Антиоха начальство над гарнизоном, присоединил к безбожным распоряжениям царя еще и собственную природную свирепость; он перешел всякую меру беззакония: самые видные граждане одни за другими были замучены в пытках, и глазам всего народа ежедневно представлялась картина покорения Иерусалима. Своими неслыханными жестокостями Бакхид, наконец, довел угнетенный народ до восстания…
                                 Иосиф Флавий «Иудейская война», книга I, глава I

Партизанская война, которую возглавили сельский священник Маттафия Маккавей с сыновьями, была весьма эффективной. Оккупантов и их пособников перерезали. Иерусалим освободили, греческие статуи выбросили. Мосле смерти Маттафии повстанцев возглавил его сын Иуда. Он и стал главным героем дальнейшей войны.

…Зная, что Антиох не вынесет переворота спокойно, Иуда набрал войско из своих соплеменников, заключил (первый, кто это сделал) союз с римлянами и при вторичном вторжении Эпифана отбил его назад со значительным уроном. Одушевленный новой победой Иуда бросился на находившийся в городе гарнизон…, выгнал солдат из Верхнего города в Нижний…, овладел храмом, очистил весь двор, окружил его стеной, заменил прежнюю оскверненную утварь новой, воздвигнул новый алтарь и, по окончании всех этих работ, возобновил в храме порядок жертвоприношений.
                                 Иосиф Флавий «Иудейская война», книга I, глава I

Вероятно, именно тогда случилось знаменитое чудо со светильником и горшочком масла, которого хватило на 8 дней. Почему-то Иосиф Флавий об этом событии ни словечком не обмолвился. Но мало ли чего он не заметил в своей бурной жизни и творчестве.

Первое упоминание чудесном горении появилось лишь несколько столетий спустя в полулегендарном свитке Антиоха, а затем – в Талмуде (Шаббат 21б). Еще через несколько столетий день древней победы превратился в веселый праздник с религиозным оттенком. Публике всегда хочется чудес. А легенда о ханукальном светильнике слишком красива, чтобы выяснять, как было на самом деле, и в чем заключалась утраченная древнееврейская технология энергосбережения.

Впрочем, в открытом бою 7 тысяч воинов Маккавеев с 55-тысячным войском селевкидов и 80 слонами в придачу, чуда не случилось. А может и случилось. По словам Иосифа Флавия евреи ту битву проиграли. Есть разные патриотичные версии, хотя ничем не подтвержденные.

В любом случае точно известно, что Маккавеи сами не падали духом из-за превратностей войны и своему народу не позволяли. Было еще много боев, побед и поражений, предательств, потерь, склок и переговоров. То селевкиды переходили в наступление и даже осаждали Иерусалим, то евреи их били и гнали. В боях погибли все пять братьев Маккавеев. Война с перерывами длилась почти четверть века, и евреи в конце концов ее выиграли. После 170-летнего македонского владычества в 142 г. до н.э. Иудея стала свободной. От моря до реки и обратно. Благо в античном мире все были заняты своими делами. Мировое собщество не лезло к Маккавеям с резолюциями о прекращении огня, непропорциональном ответе, неконвенционном обращении с пленными антиоховскими гоплитами и населением осажденной Самарии.

Потом пришли римляне, за ними византийцы, потом арабы, турки, англичане. Все объявляли эту землю исконно своей, придумывали ей свои названия насаждали свой pax romana, العالم الإسلامي‎, pax britannica, и пытались навести свои порядки. Но евреи вернулись...

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page