top of page

ПРАЗДНИК ОСВОБОЖДЕНИЯ и его уроки



Накануне великого праздника Песах полезно еще раз проштудировать историю его возникновения и задуматься о цене освобождения от рабства.

Не будем вдаваться в религиозные детали. Предположим, что все события книг «Исход» и «Числа» имеют историческую основу.

Итак, как гласит книга "Исход", евреи сами пришли в Египет, надеясь на протекцию высокопоставленного соплеменника – Иосифа. В будущем многие народы не раз попрутся за легкой жизнью. И каждый раз пожалеют о своем решении.

Сначала все шло хорошо. Но всякая протекция рано или поздно кончается.

И умер Иосиф и все братья его и весь род их. ...И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа (Исход, 1: 6,8) 

При новой власти пришельцам пришлось в поте лица отрабатывать ранее полученные по блату блага. Однако, нигде в книге "Исход" не упоминается, что изнуряемый тяжкими работами народ мечтал об освобождении. Даже не просил. Кряхтел, месил глину, таскал кирпичи, но помалкивал. Разве что повивальные бабки саботировали мальтузианские приказы фараона.

По сути, исход был личной инициативой одного-единственного активиста-эмигранта. Причем призыв уйти из-под ига Египетского в землю обетованную далеко не сразу овладел угнетенными массами. Напротив, они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ (Исход, 6:9). Так что действовать пришлось только с божественной и минимальной агитационной поддержкой. Без всяких сборов подписей, референдумов и выборов.

Важный момент: Тора учит, что по-хорошему у автократоров ничего не выпросишь. Тут нужен совсем иной подход.

Let my people go, ваше величество. А то хуже будет.

Градус этого «хуже» постоянно рос, причем в обе стороны. Почти как санкции и контрсанкции спустя тысячи лет. Но есть предел даже ожесточению сердца фараона – знаменитые 10 казней египетских были явно ассиметричными и не укладывались ни в какие правовые рамки. Это и дало требуемый результат.

Самое трудное началось после того, как воды Красного моря сомкнулись над фараоном и его спецназом. Оказалось, что чудеса с водными процедурами, огненным ориентиром и манной небесной недолго поддерживают энтузиазм масс. Переход, что через пустыню, что к демократии и рыночной экономике – занятие скучное и утомительное, а настроение масс переменчивее погоды.

В дальней дороге быстро забывается кнут места исхода, и помнятся исключительно пряники. И вот уже публика ностальгирует по утраченным совковым, тьфу, слиха, египетским благам. Типа, ой-вавой, какой там был лук, котлы с мясом, колбаса по 2.20, дармовая рыба и пупырчатые огурцы, вкусный пломбир и все такое прочее. А тут одна манна без специй, пыль, жара, инфляция и всяческие житейские неудобства, от которых душа изнывает.

Столь же быстро угасли идеи, воспламенившие тягу к переменам, и с ними – кредит доверия к вождям. Ах и ой, зачем все бросили, и куда нас ведут эти неизвестно откуда взявшиеся лидеры? Может они на самом деле вовсе не божьи уполномоченные, а агенты какого-нибудь финикийского госдепа или даже киммерийских спецслужб. И ваще, хотим back in the USSR, то есть בחזרה למצרים

Потом Моисей не раз пожалеет, что связался с этим жестоковыйным народом, которому ничем не угодить. Оказалось, что стоит лидеру отвернуться или, еще хуже, отлучиться, как тихий ропот, разогреваемый демагогами-популистами, закипает в откровенную бузу. Дескать ни к чему нам этот непонятный бог и всякие заповеди! Дайте на что-то попроще и нагляднее – золотого тельца, государственное регулирование цен, веселых мадианитянских девочек, регулярные пенсии и высококалорийный паек с высоким содержанием холестерина.

Тут-то и выяснилось, что выдавливание из себя раба – процесс о-о-очень долгий. Однако Моисей этого не знал и никаких 40-летних блужданий не планировал. Он вывел народ к рубежам земле обетованной не так чтобы очень быстро, но и не особо медленно. В Синайскую пустыню репатрианты прибыли в третий месяц по исходе из земли Египетской (Исход, 19:1). То есть, шли дней 50-60, а от Ассуана до горы Синай чуть больше 500 км. Пешком, по жаре и бездорожью, с детьми, скарбом и мелкой живностью – вполне реальная скорость.

На составление заповедей и изготовление скрижалей завета хватило всего 40 дней. Тоже нормальный срок. Без парламентских дебатов, юридической экспертизы и общественного обсуждения, зато весьма качественно – на тысячелетия.

Гораздо больше времени понадобилось на разборки с безобразиями, которые регулярно учинял сам народ. Сначала возникли претензии к снабжению. Из страны исхода репатрианты вынесли весьма гурманские замашки. Сухой паек в виде манны небесной их категорически не устраивал, и даже разовая дегустация перепелок не утешила. А потому регулярно звучало нытье насчет меню.

Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?
Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;
а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших)
(Числа, 11: 4-6).

Тыквенное латте не попало в исходный список «прихотей» лишь потому, что тогда его еще не придумали. С одной стороны, «тыквенную» алию и осуждать-то не годится – люди, можно сказать, традицию соблюдают. А с другой, можно напомнить – манну в конечном итоге 40 лет пришлось жевать. Но об этом потом.

Затем публике зачем-то понадобился идол. История тоже весьма поучительная.

Пока Моисей был в творческой командировке по составлению заповедей, народные массы потребовали заполнить идейный вакуум чем-то наглядным. Их даже не смутила цена вопроса – отдать всю наличку на изготовление золотого тельца.

Тут выяснилось, что в экстремальной ситуации vox Dei звучит куда круче, чем vox populi. Моисей еле-еле отговорил всевышнего от тотального геноцида и дело ограничилось точечными репрессиями. Однако расплачиваться пришлось первым-вторым, подвернувшимся под руку. Непосредственный автор идола отделался легким испугом, сославшись на общественное мнение.

И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?
 Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.
(Исход, 32: 21-22)

Когда все неурядицы удалось утрясти, была проведена перепись всего «общества сынов Израилевых». При этом точно указаны место – в пустыне Синайской, и время – в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской (Исход, 19:1). Опять-таки никаких 40 лет нет в помине.

Еще одна важная деталь. Когда какие-то Елдад и Модад взялись пророчествовать в еврейском стане, Моисей категорически отказался запрещать им трепаться. Давайте, ребята, пророчествуйте, если духу хватит. Иноагентами не объявлял, сайты не блокировал, экстремистами-анархистами и другими нехорошими словами не клеймил.

Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! 
(Числа, 11: 26-29)

В общем, полный плюрализм и свобода слова. Не то, что в нынешнее время.

Вскоре после этого события евреи вышли к земле обетованной. И отказались от нее, поверив россказням десятка оболтусов, навравшим с три короба о жутких великанах, якобы населяющих места назначения. В придачу, квалифицированным экспертам, пытавшимся объяснить публике реальное положение дел, едва удалось избежать жестокой расправы. В дальнейшем их коллегам нередко тоже будет нелегко. Особенно без вмешательства свыше, а иногда именно из-за него.

Тут божье терпение окончательно иссякло. 

 … в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от 20 лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей. А сыны ваши будут кочевать в пустыне 40 лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу 40 дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши 40 лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.
 Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут 
(Числа: 14: 29-35).

Вот тогда и начались настоящие неприятности – ни хлеба, ни воды, ядовитые змеи, стычки с хананеями и мадианитянами. Всерьез и надолго – до тех пор, пока потомки рабов, получивших на халяву свободу, не научились драться за нее, не щадя ни себя, ни, тем более, врагов. Благо никаких лицемерных псевдоправозащитников, генассамблей и совбезов тогда тоже не было

פסח שמח!

Мы в соцсетях
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка Google+ с длинной тенью
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка LinkedIn с длинной тенью
bottom of page